Учим ребёнка регулировать громкость голоса

«Алмаз, попроси учительницу, чтобы она дала тебе твой зонтик»,- сказала я сыну, когда забирала его из школы в первом классе. Он забыл свой зонтик в классе и теперь нужо было попросить учительницу принести его.

Алмаз сделал пару шагов в сторону учительницы на школьной площадке и, остановившись в двух метрах от неё, очень тихо пробормотал себе под нос: «Дайте мне мой зонтик, пожалуйста!»

Конечно же, она его не услышала и даже не поняла,что он обращается к ней. Пришлось попросить его говорить громче.

У моего сына, как и у многих детей с РАС всегда были сложности с регуляцией громкости голоса. Они и до сих пор есть, но проблемы уже не так выражены, так как мы работаем над улучшением его способности менять громкость голоса соответственно ситуации.

Одна из основных причин такой проблемы – это дефициты в понимании перспективы другого человека. Ребёнок не оценивает, как другой человек будет воспринимать громкость его голоса: будет ли ему слышно? Или будет слишком громко?

Ещё одна причина – непонимание социальных ожиданий: в каких ситуациях принято говорить громко, тихо или обычным голосом.

Кроме того, многим детям может быть сложно проявлять гибкость и самоконтроль, произвольно меняя громкость голоса. Поэтому, нужна тренеровка для развития этой способности.

Как можно помочь ребёнку улучшить способность регулировать громкость голоса?

- Рассказать про шкалу громкости, используя визуальную поддержку. Объяснить,что в разных ситуациях принято использовать разную громкость голоса. В этом посте делюсь визуальной схемой шкалы громкости, которую мы использовали. Она оказалось для нас полезной. Надеюсь, и другим детям она подойдет.

- Показать ребёнку на своём примере, как будет звучать громкость голоса, соответствующая разным отметкам шкалы громкости. Вы можете поиграть в игру: сделайте карты с интересными фразами. Один игрок называет какой-то номер шкалы громкости, а другой – вытягивает карту и произносит фразу на карте соответственно названному номеру. Если какие-то фразы совсем не соответствуют называнной цифе, это звучит забавно и может веселить ребёнка. Например, Алмаз смеялся,когда нужно было сказать шёпотом: "Помогите! Пожар!" Такие ситуации можно использовать,чтобы обсудить с ребёнком: почему нужна другая громкость голоса в ситуации, когда мы хотим произнести эту фразу. Меняйтесь ролями, играя в эту игру. Дайте ребёнку возможность понять, как он воспринимает разную громкость голоса, когда говорит сам и когда слышит слова другого человека. Это также помогает ему потренироваться в способности произвольно регулировать громкость собственного голоса.

- Можно поиграть ещё в игру на решение задачи по подбору правильного соотношения громкости голоса и расстояния между собеседниками. В этой игре ребёнок отходит на какое-то расстояние от родителя. В зависимости от того, как далеко он отошёл, вы показываете ему соответствующий номер шкалы громкости, который подойдёт для общения на этом расстоянии. Ребёнок тогда говорит Вам «Привет!» или какое-то другое слово, фразу, используя громкость голоса согласно этому номеру. Потом вы можете поменяться местами и уже ребёнок будет решать, какая цифра шкалы громкости будет соответствовать расстоянию между вами. Так ребёнок учится соотносить громкость голоса с расстоянием между вами. Постепенно он учится через опыт понимать, какую громкость выбрать,чтобы его услышали на данном расстоянии. Сначала он учится этому в игре. А потом и в повседневной жизни может применять эту способность.

- Обсуждать социальные нормы и ожидания: в каких ситуациях можно использовать ту или иную громкость голоса. Например: «Кричать можно на стадионе, болея за любимую футбольную команду. А в библиотеке нужно молчать или говорить очень тихо.»

- Демонстрировать ребёнку то, как вы выбираете и используете определённую громкость голоса, в зависимости от ситуации: «Папа спит. Я шёпотом отвечу на твой вопрос,чтобы не разбудить его.»

- Давать ребёнку регулярно обратную связь в различных ситуациях. Например, Вы можете сказать: «Спасибо,что ты говорил громко, когда я мыла посуду. Иначе я бы тебя не услышала из-за шума текущей воды.» Или: «Я плохо слышу тебя. Ты слишком далеко. Подойди, пожалуйста, поближе или говори громче. Иначе я тебя не услышу.»

Автор статьи: Анжела Суйналиева

Шкала громкости
Шкала громкости