Найти тему
Николай Дмитриев

С чего есть Дальний Восток

К читателю:

Это не научный труд, это попытка собрать воедино все более-менее интересные сведения о российском Дальнем Востоке и вокруг Байкала.

Надеюсь, что сей опус пригодится, в первую очередь, тем, кто путешествует по железным и автомобильным дорогам региона, кто просто интересуется историей нашей Родины.

«…Архивы ждут, не дождутся

той трудолюбивой руки,

которая когда-нибудь пыль

от хартий отряхнув,

правдивые сказания перепишет

и поведает их Отечеству».

(Из речи Протопресвитера

военного духовенства

о. А Желобовского

на праздновании столетия

«Управления церквями и духовенством

военного ведомства» 4 апреля 1900 г.)

Приглашаю, читатель, совершить воображаемое путешествие из глубины России в Приморье – поездом, обратно же будем возвращаться на автомобиле (его мы купим на «Зелёнке» или в каком-либо салоне города Владивосток), - так больше и увидим, и познаем историю огромного куска Отчизны, при освоении которого на алтарь Отечества было положено немало человеческих жизней.

И ещё. Держи, пожалуйста, географический атлас под рукой, с ним легче усвоить прочитанное, поверь. И возьми фотоаппарат – свои фотки добавишь к моему словоблудию.

Ну-с, поехали!

Он с лязгом подкатил, остановился,

входные двери настежь распахнул,

и каждый первым влезть в него стремился,

шум голосов сливался в общий гул.

Вот тронулся, и, скорость набирая,

летели мимо поле и река.

Трезвонила колёс стальная стая,

мелькали стрелки, мчались облака…

(С. Гловюк)

До Владивостока, или просто «Владика», который, без сомнения, является одним из символов восточного края нашей страны, мы, как и уговаривались, добираемся «паровозом» по Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиб), указ о строительстве которой 17 марта 1891 года подписал папа Николая II император Александр III Александрович. Стальные нити должны были соединить Челябинск (Селяба – башкирская крепость когда-то на речке Миасс была), уже имевший железнодорожную связь с европейской частью России, и Владивосток, русский порт на Тихом океане. Кроме Челябинска, стартовой западной точкой Транссиба рассматривались ещё Оренбург и Тюмень, куда также к тому времени уже были протянуты паровозные колеи из Центра.

У меня есть предложение – пока ты валяешься на вагонной полке или просто глядишь в окошко, может, разберёмся, как вообще сюда, за Урал, попали славяне? Согласен? Тогда слушай.

Организованное на государственном уровне проникновение русских в Сибирь началось с походов отрядов атамана Ермака и его сподвижников в первой половине 80-х годов XVI века. Этими походами преследовалось несколько целей, основными из которых являлись следующие: «принуждение к миру» Сибирского ханства с последующим овладением его территории, а также, в дальнейшем, освоение и разработка богатейших, как вскоре стало очевидным, ресурсов животного и природного миров. Именно за Уралом Россия увидела несметные богатства (рыба, золото, пушнина, лес и пр.).

Первыми опорными пунктами в Зауралье стали Тюмень (1586) и Тобольск (1587). Именно оттуда начинали свой путь большинство отрядов для «проведывания новых землиц». Основу отрядов составляли казаки или «служилые» и «промышленные», т.е. люди, занимавшиеся промыслами, преимущественно пушным. И вот эти люди ценой неимоверных усилий и личных лишений за какие-то полвека покрыли всю Сибирь ясаком, добравшись в 1639 году до Охотского моря, а в 1643 – до Колымы. Ясак – это дань, в основном, пушниной, с местных племён в пользу пришлых. Как тогда говорили: «прибыль великую Государевой казне учиняли». Одним из мотивов движения «встречь Солнца» было в том числе и истощение базы пушного промысла на месте пребывания. Поговорку-то: «После меня – хоть потоп» не сегодня же утром придумали.

Основанный в 1632 году Ленский острог, ставший позднее Якутском, превратился в центр исследовательских походов на Чукотку, Камчатку, Курилы, Аляску и Амур. Походы эти совершались чаще всего по рекам на стругах, ладьях или дощаниках под парусами, на вёслах, тащили их «супротив течения» бичевой, идя по берегу, и волоком меж рек.

Что касается жертв, то вот пример. Известный всем Семён Дежнёв глубокой зимой 1649 года «доволокся на Анадырь-реку с двенадцатью людишками и я, Семейка Дежнёв, с ними». Вышло же в поход на нескольких морских кочах двумя с небольшим годами ранее девяносто шесть человек и Дежнёв был при них «досмотрщиком государева интересу». А сколько таких походов было… Кстати, отчёт дежнёвский пролежал в писчей избе Якутского воеводства сто лет, пока на него не наткнулись исследователи из состава Экспедиции, организованной Российской Академией Наук для изучения «вновь приобретённых земель». А сколько таких отчётов не найдено или утрачено…

<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->

Вернёмся, однако, на Транссиб, строить который решили тремя участками: Челябинск – река Обь (Новониколаевск, он же Новосибирск); р. Обь – город Сретенск на р. Шилке в Забайкалье и Владивосток – Хабаровка (так сначала именовали нынешний Хабаровск). Связь между Сретенском и Хабаровкой пока предполагалась «водяным путём» по Шилке и Амуру.

Официальный старт сооружению Великого Сибирского пути дал находившийся проездом во Владивостоке 23-летний цесаревич Николай. В то время будущий Николай Вторый по поручению отца совершал морской вояж из Кронштадта в Японию, где имел встречу с тамошним императором. Кстати, в Токио на наследника русского престола напал какой-то японец (говорят, это был сотрудник местных правоохранительных органов) и ударил его саблей, не причинив, впрочем, особого вреда здоровью предпоследнего романовского отпрыска по царской линии. Но осадок, наверное, остался, если проследить дальнейшие русско-японские отношения. Так вот, Николай Александрович, возвращаясь посуху в Санкт-Петербург через Сибирь, 19 мая 1891 года во Владивостоке «соизволил лично наложить лопатой грунт в тачку, свезти её и опрокинуть» в насыпь полотна дороги. Расстояние, по разным источникам, колеблется от 30 до 12 метров. Сие событие произошло на третьем километре от вокзала, в Куперовой пади.

Современное здание владивостокского вокзала стоит с 1915 года, отреставрировано итальянцами в начале 1990-х. Привокзальная площадь в 1913-15 гг. была поднята на несколько метров за счёт грунта из выемок железнодорожной колеи.

Продолжим через пару-тройку деньков. До встречи.