Найти тему
Изучаю людей

Поорет - и заговорит

А если пить не давать пока не попросит? Поорет-поорет, и попросит. Должен же когда-нибудь!

В последние дни много споров о том, оправдывают ли средства цель. О том, все ли средства хороши для того, чтобы ребенок заговорил, наконец. Может быть на стрессе оно быстрее получится?!

На самом деле зерно истины в этом есть. На стрессе действительно может получиться. Представьте себя в центре, допустим Пекина. Вот прямо сейчас. Как - не спрашивайте. Вот прямо сейчас, в домашнем халатике или офисной униформе - в центре Пекина. Мимо вас все куда-то бегут, все примерно на одно лицо, вы не понимаете ни единого слова, но хотите есть, пить, в туалет и объяснений, что вообще здесь происходит и как отсюда выбраться. 

Сесть прямо посреди Пекина на асфальт, заплакать и побиться обо что-нибудь головой покажется вам вполне рабочей стратегией, при том что вы в теории знаете про посольство и прочие варианты выхода из ситуации, тогда как неговорящий и не понимающий речь ребенок других вариантов не знает.

Побьетесь и пойдете к людям, а куда деваться. Возьмёте первого попавшегося человека за рукав, и что-то промычите, привлекая внимание. Вот что стресс с вашим развитием делает! Да разве ж в обычной жизни, без стрессовой ситуации, вы бы подошли к незнакомому китайцу, не зная языка, с попыткой чего-то от него добиться?!

Этот первый попавшийся китаец, оказывается, тоже человек, весьма о вашем развитии пекущийся. В центре Пекина трудно выжить без знания китайского языка, так вперёд же! Чем раньше, тем лучше! На вас долго орут по-китайски, повторяя одно и то же, и сопровождая свои вопли выразительными жестами-подсказками, из которых следует, что проситься в туалет по-китайски требуется именно этим многократно повторяемым набором звуков. В конце концов это в ваших интересах - и вы пытаетесь этот набор звуков повторить. Раз, два, три, все равно далеко от идеала. 

Ваш учитель раздражен - он видит что вы вроде что-то говорите, но ваша трактовка не имеет ничего общего с реальным речевым высказыванием. Кричит громче, хлопает вас по коленям, берет пыль с асфальта и сыпет вам на голову, чтобы взбодрить. Ваши штаны уже мокрые, как физиономия от слез, проблема уже, в общем-то, решена, но вас не отпускают - надо же довершить процесс обучения!!! Спустя несколько часов ваше речевое высказывание становится похожим на образец, ваш учитель удовлетворен. Осталось научиться просить пить, есть, и вообще спасите-помогите. Ну что же, у нас все впереди...

Так-то да. Если не кормить, не поить, не выпускать, пока не скажет - есть шанс, что скажет. Но есть шанс и как в том невеселом анекдоте про цыгана, который пытался приучить лошадь не есть.

Не учим ведь мы просить есть словами ту же лошадь. Потому что это лошадь, и ее ротовая полость не приспособлена для говорения. Точно так же не учим просить словами грудь новорожденного младенца, хотя это человек, и его ротовая полость не так уж сильно отличается от нашей с вами. Но не столько рот не дозрел, хотя и он тоже, сколько мозг. И мы это понимаем, и даём ребенку время, ну а лошадь даже не пытаемся начать учить говорить. Не бывает говорящих лошадей, никто никогда не видел говорящего новорожденного, так не бывает. Неговорящие же подросшие дети очень часто оказываются жертвами слова "должны".

Странно для специалистов, но факт - точно так же, как и говорящих младенцев, средний обыватель никогда не видел неговорящего взрослого человека. Несть числа недоумению на родительских форумах - ну не говорит в 4 года, подумаешь. Заговорит же когда-нибудь, все же говорят. И чешет затылок логопед, читающий это обсуждение - да с чего бы это все?! Действительно не видели. Не представляют, что это возможно. Не говорит? Издевается, видимо. Характер поганый. А ну ка, воды не дам. Проси!!!

Конечно есть и другая крайность. Герой анекдота, в котором раньше досаливали - вовсе не миф. Детей, которым всегда досаливают, и которых и без речи все в этом мире устраивает, тоже больше чем достаточно. Где же золотая середина?

Можно и нужно учить человека выходить из трудной ситуации, в конце концов жизнь - вообще набор трудных ситуаций. Можно. При условии, если вы готовы предложить руку помощи и дать инструменты. Хотите чтобы сам ловил рыбу - дайте удочку и научите пользоваться. Хотите чтобы попросил воды - подумайте, а понимает ли - что значит просить? Не по возрасту должен, и чего тут непонятного - а понимает ли? Ок, не понимает, и что, все теперь? Нет. Дайте другой инструмент - подумайте, может ли за вами повторить? Если да - сможете научить и просить. Если нет - можно научить повторять. Тогда это будет обучение, а не издевательство. 

Ну и в конце, поскольку эта статья имеет ценность сама по себе, надеюсь вы не обидитесь на пятиминутку рекламы. Понять что может ваш ребенок с проблемами в развитии, и чему и как его учить - предлагаю на втором потоке своего курса по диагностике, который начнется с 7 марта. На какой возраст развит, куда бежать, с кем работать, как работать, на что обратить внимание в первую очередь - будем детально разбираться весь март. Подробности здесь