Найти в Дзене

Световой дизайн: куда пойти учиться?

Оглавление
Практикум в «Лаборатория света». Фото с сайта laboratoriasveta.ru
Практикум в «Лаборатория света». Фото с сайта laboratoriasveta.ru

Нужно ли дизайнеру освещения высшее образование или достаточно отучиться на курсах, какие знания для проектирования освещения нужны обязательно — об этом поговорили с Анастасией Приходько, светодизайнером, кандидатом архитектуры, доцентом МАРХИ, основателем проекта «Лаборатория света».

Анастасия Приходько, «Лаборатория света»
Анастасия Приходько, «Лаборатория света»

— Показателем развития того или направления в науке является в том числе наличие государственных образовательных программ в вузах. Есть ли она у нас по светодизайну?

— К сожалению, по световому дизайну в России на сегодняшний день такой программы нет. Все существующие курсы частные – МАРШ, МАРХИ… Национальный исследовательский университет ИТМО – государственное заведение, но их программа не дает высшего образования.

— А где учились вы?

— Я в свое время заканчивала МАРХИ, а дальше училась сама. Очень долго работала с Николаем Ивановичем Щепетковым (Щепетков Николай Иванович — доктор архитектуры, профессор, учитель и близкий друг Анастасии. — Прим. ред.), он нас тренировал: смотри на источник света, определяй, какая у него мощность, какое распределение света. Я ходила по Москве, смотрела, набиралась опыта…

Практикум в «Лаборатория света». Фото с сайта laboratoriasveta.ru
Практикум в «Лаборатория света». Фото с сайта laboratoriasveta.ru

— Насколько академическая программа вузов соответствует нашим реалиям, в которых светодиодная технология стала лидирующей? Если посмотреть учебники по светотехнике, в них от царя Гороха рассказывается — лампы накаливания, натрий, МГЛ… И нужна ли светодизайнерам полноценная вузовская программа? Может достаточно курсов, практических навыков?

— В Московском архитектурном институте (МАРХИ), где я преподаю светодизайн, у педагогов достаточно большая свобода по формированию программы. Сейчас я веду 100 студентов. Конечно, про МГЛ и натрий мы с ними долго не говорим (смеется). Пока у нас дистанционное обучение, что для меня проблема, так как я апологет очных практических занятий: посветить, посмотреть, покрутить, попробовать разные варианты освещения… Так что мне сложно сохранять свой подход.

При обучении стараюсь архитекторам объяснить, что в свет нужно вкладывать идею. Прежде чем что-то освещать, мы должны объект понять — его неслучайность, индивидуальность. Найти в нем то, что полюбится, и выразить это посредством света.

Одно из заданий, которое я придумала для своих студентов, — осветить самого себя, создать три совершенно разных образа только при помощи света. Я формулирую, какие именно нужны образы, и ребята начинают моделировать свет в домашних условиях, фотографируют результаты. Получаются достаточно интересные работы. Так приходит понимание, как работает свет, в чем его сила и художественные возможности. Потом переходим к освещению зданий. После работы над собой легче понять, как работать с визуальным образом, какие детали и почему стоит выделить светом, а какие лучше оставить в тени. Интересно, что архитекторы работают со светом совсем не так, как люди, имеющие другое базовое образование. Это не хорошо и не плохо. Просто интересный факт.

Практикум в «Лаборатория света». Фото с сайта laboratoriasveta.ru
Практикум в «Лаборатория света». Фото с сайта laboratoriasveta.ru

— Что для вас важно в обучении?

— Светодизайнер, на мой взгляд, должен чувствовать определенную социальную ответственность (как бы банально это ни звучало) за свою работу и понимать степень ее влияния на городское пространство. Одно дело, когда ты работаешь с частным заказчиком, — там хоть залей все красным-синим, если он так хочет. Другое дело, когда мы выходим в город, где живут самые разные люди — бабушки-дедушки, студенты, дети… Иногда компании, оправдывая спорные решения, говорят, что делали освещение для туристов. Но турист пришел и ушел, а жители-то остались. Они и есть наши реальные пользователи. И моя образовательная деятельность направлена в том числе на то, чтобы ученики и слушатели осознавали важность работы светодизайнера и брали на себя ответственность за результат.

Практика — лучший учитель. Когда ты рисуешь картинку — все красиво. А когда создаешь реальную световую среду и в ней оказываешься, да не на 5 минут, а на 45, это совсем другие ощущения. Например, студенты мне говорят, что зеленый свет успокаивает. «Ок, — говорю я, — давайте сделаем зеленый свет в лаборатории и продолжим работать». Минут через 15 все взвыли. Что-то пошло не так. Это очень наглядно действует. На фото с занятий всё выглядит круто — все такие веселые, нарядные, зелененькие. А по факту у всех голова раскалывается.

Так что образование в нашей области должно быть более масштабным и практическим, делиться на кафедры и смежные специальности. Если бы у нас были не самоучки (себя во многом к ним отношу), которые своим умом до всего доходят, тыркаются туда-сюда в поисках знаний, а специалисты со знанием архитектуры, которые в лаборатории на практике понабивали себе шишек, это существенно обогатило бы наш город.

Практикум в «Лаборатория света». Фото с сайта laboratoriasveta.ru
Практикум в «Лаборатория света». Фото с сайта laboratoriasveta.ru

— Если бы у вас была возможность решать, что бы вы в первую очередь изменили в освещении Москвы?

— Первым делом я бы провела ревизию существующего освещения. Потому что освещение столицы, на мой взгляд, разрозненно и расходится с существующим световым генпланом. Важно собрать информацию: измерить средние яркости на фасадах зданий и улицах различных категорий, зафиксировать, какие обобщающие художественные приемы использованы, насколько они обдуманы или случайны.., сформировать документ реального светового положения в Москве. Потом уже можно думать о переменах.

Вот есть у нас задача сделать яркой знаковую городскую зону. Тот же самый Кремль, например. Мы можем добиться этого различными путями: увеличить освещенность самого объекта или снизить освещенность прилегающих зданий (улиц). Кремль будет казаться выразительнее и светлее в обоих случаях. Но, пока мы не знаем яркостей кремлевских стен и прилегающих объектов, сложно сделать правильный выбор.

Не имея реальной светоурбанистической картины, вносить глобальные изменения в городское освещения с целью его гармонизации весьма самонадеянно. Но вносить их надо. И не только «зажигать», но и «гасить».

— Какие города могут служить примером грамотного отношения к освещению?

— Меня в свое время очень впечатлило, что один из крупных чиновников шведского города Мальмё светодизайнер. И у них реализуется множество интересных проектов. Самые отвязные истории про свет. В городе есть историческая часть, но в основном это типовые, не очень примечательные здания, и для них придумано много классных решений. Например, «Гигантомат» — будка, в которой каждый может сделать свое фото. Вроде ничего особенного, таких полно. Но фишка в том, что твоя фотография выводится на стену панельного здания на всю высоту и ты на какое-то время оказываешься лицом родного района. И так как будка привлекает внимание, туда все время приходят новые люди, фотографируются, получают фото, что-то платят, а потом фото путешествует по городу.

Или сделали огромную лампу типа интерьерной, которая из района в район перемещается. Движение GORILLA LIGHTING — тема, похожая на «Осветим вместе» (проект Анастасии, участники которого придумывают альтернативные сценарии существующему городскому освещению. — Прим. ред.). То есть важность качественного нестандартного освещения поддерживается и развивается на уровне городской администрации. И нам этого очень не хватает — понимания, во имя чего все это, в инстанциях на уровне худ. совета, правительства. Уверена, что к обсуждению важных профильных вопросов привлекаются консультанты по физике, скажем, или математике. Когда речь идет о концепции освещения города, было бы здорово, чтобы решения принимали люди, которые имеют не собственные интересы в этом вопросе, а вес и авторитет. Экспертности нам очень не хватает. То есть мы снова возвращаемся к вопросу образования.

Подборка курсов по светодизайну

Авторские практические воркшопы и курсы «Лаборатория света». Креативное обучение со светильником в руке

Международная магистерская программа «Световой дизайн», ИТМО

Московская архитектурная школа МАРШ, курс «Световой дизайн»

Курс «Световой дизайн города», МАРХИ

Школа светодизайна LiDS

Курс «Профессия Светодизайнер» — Skillbox

Курс «Освещение» от компании SWG

Курс «Светодизайн» Lightlab

Курс «Светодизайн и светодиодные технологии» Высшей школы экономики

Курс «Светодизайн» миланской школы Art & Design Life school (на русском языке)

Курс «Световой дизайн», Высшая школа «Среда обучения»

Курс «Световой дизайн», АНО «еНано»

Также может быть полезно

Бесплатный иллюстрированный курс «Основы света». Базовые и практические знания о свете — привязанная к жизни теория, иллюстрированная картинками для лучшего понимания.

Зарубежные курсы

Industrial Design: domesticating light. Авторский курс испанского дизайнера Antoni Arola (на испанском с субтитрами на английском).

Diseño Industrial: domesticando la luz - Un curso de Antoni Arola, Diseñador

Сертифицированный онлайн-курс Lighting Designer Академии дизайна Марии Флинн (Великобритания). Автор специализируется на психологии цвета в дизайне.

Basics of Lighting Design онлайн-академии Udemy (как часть Ultimate Electrical Design Course Bundle — полного комплекта курсов по электротехнике).

***

Будем благодарны читателям нашего канала, проходившим обучение на каком-либо из упоминаемых курсов, за отзывы и впечатления в комментариях.