Найти тему
Мир в его многообразии

Половинка гидроэлектростанции для Невы

С момента появления электрического освещения в Санкт-Петербурге инженеры города озаботились проблемой поиска постоянных и дешёвых источников энергии в условиях быстро растущих потребностей столицы в электричестве. Здесь обратили внимание на энергетический потенциал реки Невы, могучие потоки которой шли из Ладожского озера в Балтийское море. Учитывая тот факт, что уровень воды в Ладожском озере несколько выше, чем в Финском заливе, то эту разницу можно было использовать для турбин гидроэлектростанции, не прибегая к строительству массивной и дорогостоящей плотины.

Бурлящие воды Невы возле крепости Орешек
Бурлящие воды Невы возле крепости Орешек

Разумеется, перепад высот между двумя водоёмами не является стабильным, и были зафиксированы случаи, когда максимальный уровень стояния воды равнялся 6,5 метров (в 1924 году), а минимальный 3,4 метра. При этом и скорость течения воды не всегда является постоянной, но даже при минимальных значениях достигает трёх километров в час (максимальная скорость - 14 км/час). Всего за одну секунду из Невы перетекает в Балтийское море 2540 кубометров воды.

Н. Н. Бенардос предлагал построить электростанцию на ивановских порогах, возле современного города Отрадное Кировского района
Н. Н. Бенардос предлагал построить электростанцию на ивановских порогах, возле современного города Отрадное Кировского района
Изучив особенности Невы, выдающийся русский инженер Николай Николаевич Бенардос в 1891 году предложил проект гидроэлектростанции без сооружения сплошной плотины, чтобы минимизировать финансовые затраты и не создать препятствия для судоходства.

Для этого предлагалось построить от берега до фарватера крытый мост, между опорами которого помещались гидравлические подливные водяные колеса, отдалённо похожих на те, что используются на водяных мельницах. Колёса, приводимые в движение течением воды, через привод передавали энергию генераторам, располагающихся в помещении на крытом мосте. Во избежание форс-мажорных обстоятельств, каждое колесо снабжено отдельным генератором.

Крытый металлический мост с генераторным залом и водяными колесами должен загораживать лишь половину реки, чтобы не мешать судоходству
Крытый металлический мост с генераторным залом и водяными колесами должен загораживать лишь половину реки, чтобы не мешать судоходству

Учитывая опасность ледохода на реке, рост или падение уровня воды, а также необходимость проведения ремонтных работ была продумана система регулирования высоты вращения колёс посредством механизмов, поднимающих или опускающих их над поверхностью реки. В мостовом здании, помимо генераторного зала, должны были размещаться контрольно-измерительное оборудование и даже жилые помещения для сотрудников. Соответственно, предусматривалась организация их быта, включая централизованное отопление.

Схема устройства моста с подливными водяными колесами
Схема устройства моста с подливными водяными колесами

Николай Николаевич персонально обследовал наиболее подходящие площадки для возведения своей ГЭС на Неве и подобрал наиболее оптимальную из них, находящуюся между поселениями Пелла и Ивановское (ныне город Отрадное). Дно реки здесь каменистое, вода никогда не замерзает, а течение наиболее быстрое. Учитывая необходимость привлечения больших финансов для такого строительства предлагалось утвердить специальную "Компанию снабжения города Санкт-Петербурга".

На карте 1941 года красной линией отмечено место предложенное Н. Н. Бенардосом для строительства электростанции
На карте 1941 года красной линией отмечено место предложенное Н. Н. Бенардосом для строительства электростанции

Проект Н. Н. Бенардоса вызвал интерес в учёной среде Санкт-Петербурга, но имел недостаток в виде сложной и дорогостоящей системы передачи электричества в город на Центральную электрическую подстанцию. Для этого предлагалось от мостового здания до подстанции протянуть трубу, к внутренним стенкам которой крепились провода. При этом сама труба должна быть такого диаметра, чтобы в ней могла прокатится дрезина с обслуживающем персоналом. Подобная труба покоилась на каменных столбах в виде башен со служебными помещениями и громоотводом.

Воздушная труба из котельного железа для транспортировки электроэнергии в Санкт-Петербург
Воздушная труба из котельного железа для транспортировки электроэнергии в Санкт-Петербург

По всей видимости, именно недостаточно продуманная идея транспортировки электроэнергии в Санкт-Петербург сделала проект Н. Н. Бенардоса нереализованным, но сама мысль использовать энергетический потенциал Невы в полной мере не теряет актуальности и в наши дни. В частности, вполне разумной смотрится идея использования подводных гидротурбин, размещенных на тросах и растянутых поперёк реки, средняя глубина которой составляет 8-11 метров.

Рубрика "Невероятные проекты":

______________

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!

#Невероятные проекты #Нева #санкт-петербург