Война всегда несет страх. Точнее страхи. Для меня война - это самый большой страх в жизни, ибо 3 сыновей. Старший уже призывного возраста.
Итак, в глобальном масштабе сделать я ничего не могу - мир становится плохо-управляемым, многое, что было мне подвластно, уходит из под моего контроля. Но не все. Так что я могу?
1. Сделать подробнейшую опись страхов, поскольку он не один, а их множество, которые сливаются в одно - страх войны. В действительности, это страх и потери близких, и страх голода, потери дома...
2. Каждый страх рассмотреть на предмет того, что я могу сделать. Например, успокоить детей. Сейчас многие советуют не посвящать детей в происходящие события, но я категорически против этого - информация о войне будет сейчас звучать отовсюду и лучше, если мои дети узнают ее от меня в том виде, который будет наиболее бережен к их душам и сознанию. Слово "война" дети знают по играм. Они знают, что это разрушение и смерти, но пока это было в каком-то виртуальном мире, который можно было выключить одной кнопкой и в котором можно было переиграть неудачный сюжет. Сейчас это понятие становится для них живым - виртуальный мир из экранов гаджетов выпрыгивает в их "скучную" обычную жизнь. Им будет страшно, с ними надо говорить, объяснять происходящее, и давать информацию, но в том виде, который их не разрушит. Недостаток информации, сокрытие ее приведут только к одному - они начнут ее искать сами. И что они найдут - большой вопрос. Скорее всего, ничего хорошего.
3. Для себя - сейчас очень мало достоверных источников, специалисты пишут, что порядка 80-90 процентов информации - фейк. Война - это в том числе и информационная война. И это надо учитывать.
4. Дома должно быть мирно. Дома должно быть спокойно. По возможности все, как всегда. У ребенка должно быть место покоя. И вот это становится приоритетной задачей.
Что это значит?
- по максимуму все неприятные разговоры, плохое настроение должно остаться за дверями квартиры. Работа должна быть оптимизирована так, чтобы проводить максимально времени с детьми. Их графики должны остаться неизменными. Им сейчас больше, чем нам нужно ощущение стабильности.
- дети не должны чувствовать, что от них что-то скрывается. Вообще. Ничего. Потому что любая недомолвка в сложившихся условиях будет обрастать домыслами, а домысливаем мы себе всегда то, чего больше всего боимся. Поэтому максимальная открытость в общении, но с учетом того, что это дети.
Для себя - поиск эндорфинов остается обязательной рутиной. И для себя, и для близких. Для того, чтобы пережить тяжелые времена, нужно душевное здоровье. Этим и занимаемся.
Делай, что можешь, и будь, что будет.
P.S. И да, я ненавижу саму мысль о войне