Все мы привыкли к тому, что в современной Церкви священники причащают прихожан только в храмах. Лишь во время нездоровья христианина священник может причастить его, посетив дома или в больнице. Сегодня нам трудно представить, что в древней Церкви существовал обычай самопричащения на дому, даже без участия иерея. И об этом есть множество упоминаний.
Самое раннее свидетельство о домашнем причащении находим в первой апологии мч. Иустина (II в.). Св. Иустин, описывая порядок совершения Евхаристии, сообщает: «После благодарения предстоятеля и возглашения всего народа так называемые у нас диаконы дают каждому из присутствующих приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина, и воды и относят к тем, которые отсутствуют».
Здесь принесение Святых Даров в дома описывается, как нечто обычное. Вероятно, диаконы приносили Дары тем, кто болен или не смог прийти в храм по другой причине. Это напоминает современную практику и едва ли позволяет говорить о регулярном домашнем Причащении. Но остается неизвестным: христиан причащали сразу после принесения Даров, или оставляли Их для хранения и последующего потребления? До наших дней дошли письменные свидетельства, говорящие о том, что Святые Дары люди хранили дома.
Тертуллиан (II в.) говорит о домашнем Причастии, как о повседневной практике. Он оставил послание к своей жене, в котором умолял ее в случае его смерти не вступать в брак, особенно за язычника. Одной из причин этого он называет следующее: «Неужели муж не заметит, что ты тайком съедаешь перед каждым приемом пищи? А когда он узнает, что это всего лишь хлеб, то что он в своем невежестве подумает о тебе?» Примечательно, что здесь упоминается Тело Христово, но не Кровь. Но и этому есть объяснение.
Климент Александрийский (II в.) в «Строматах» пишет не только о том, что некоторые епископы дозволяли верным забирать домой часть Тела. Мы узнаем и о том, что верующие дома сами опускали Его в вино, оно освящалось от Тела и становилось Кровью. Подобный взгляд на Евхаристию впоследствии стал характерным для Западной, а затем и для Римо-католической Церкви, где с XII в. начали причащать только Телом.
После завершения эпохи гонений на христиан историю обычая домашнего Причащения проследить труднее. Распространено мнение, что самопричащение было востребовано исключительно в этот тяжелый период. Но это не так.
Согласно творениям св. Василия Великого (IV в.), самопричащение сохранялось только у монахов-пустынножителей в Египте. Но Никифор Каллист Ксанфопул в «Церковной истории» пишет о том, что свт. Иоанн Златоуст (IV в.), патриарх Константинопольский, запретил самопричащение, когда лично столкнулся с неподобающим отношением к Дарам. Одна знатная женщина приняла на Литургии часть Тела Христа в руки, отнесла домой, а затем примешала к Нему колдовское зелье. Когда свт. Иоанн узнал об этом, он повелел причащаться мирян с лжицы и запретил им брать в руки Святые Таины.
Всё это говорит о том, что практика самопричащения была распространена шире, чем указывает свт. Василий Великий. Более того, из жития святителя известно, что он, совершив первую Евхаристию составленными им молитвами, разделил Дары на три части. Одной частью Тела тут же причастился, вторую убрал в евхаристического голубя, а третью – взял с собой, чтобы причаститься ею перед смертью. Хотя свт. Василий и причастился сам, это не абсолютное свидетельство того, что в Кесарии было распространено самопричащение. Известно, что и сегодня священство потребляет оставшиеся Святые Дары после Литургии.
Несмотря на повеление свт. Иоанна Златоуста, самопричащение не исчезло из жизни Церкви. 101-е правило Трулльского собора (691-692 гг.) не позволяет преподавать и принимать Пречистое Тело в ковчежцы, что может быть неверно истолковано, как запрет домашнего Причащения. Почему об этом заходит речь? Миряне все же продолжали выносить Святые Дары из храма? И даже имели для этого специальные сосуды?
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
С первых веков существовал благочестивый обычай — из благоговения перед святыней изготавливать украшенные ковчежцы, чтобы хранить в них Тело Христово, просфору или мощи. Вальсамон, толкуя правило Собора, говорит, что в этот период богатые носили ковчежцы из тщеславия и кичились ими перед бедными, которые принимали Причастие в руки. То есть, мирянам вновь доверяли брать Тело Христово.
Это подтверждается и случаем из жития прп. Феоктисты (IX в.). Она подвизалась в пустыне и однажды встретила охотника. Святая попросила его привезти ей Святые Таины, и через год он доставил ей Тело и Кровь Христовы в сосуде. Таким образом, самопричащение все еще было возможным даже в конце первого тысячелетия.
Можем ли мы сегодня достоверно утверждать, почему и когда прекратилось самопричащение? Мы способны только предположить, что это явление определялось уровнем понимания христианами евхаристической жизни.
В первых веках Евхаристия действительно являлась центром христианской жизни, а потому и свидетельств о самопричащении – множество. Но когда благочестие и чистота веры находились в упадке, интересы мирян устремлялись далеко от церковной жизни. Постепенно самопричащение сохранилось только у священнослужителей и монахов, и то с некоторыми оговорками, что видно из запрета свт. Иоанна Златоуста и правил Трулльского собора.
Возвращение этого обычая действительно возможно, о чем говорит опыт Русской Церкви в ХХ веке. Во времена особо жестоких гонений мирянам дозволялось хранить Дары дома и приобщаться Им самостоятельно. Сегодня несложно добраться до храма даже из самой дальней деревни, и вряд ли самопричащение вернется в жизнь Церкви. Но история повторятеся, и в неординарных случаях, таких, как недавний ковидный локдаун, всё может быть.