В честь дня защитника Отечества мы публикуем воспоминания заслуженного артиста РСФСР Александра Фёдоровича Чижикова (13 апреля 1911 – 21 июля 2000 гг). В годы Великой Отечественной войны он был председателем военно-шефской комиссии при театре кукол, бойцом 3-го взвода 8-й роты 3-го батальона Фрунзенского полка Саратовского ополчения и месте с театра «Теремок» выезжал со спектаклями в госпитали, на военные заводы и в военные части.
После окончания в 1937 году Саратовского театрального училища имени И. А. Слонова Александр Фёдорович пришёл работать в Саратовский театр кукол. Здесь он сыграл множество ролей самого широкого диапазона в спектаклях для детей и взрослых: «Большой Иван», «Золотой ключик» и других. Написал и поставил как режиссёр пьесу «Маша доброе сердце».
Артист вспоминает: «В первые дни фашистского нашествия Саратовский театр кукол имел в своём репертуаре исключительно мирные пьесы для детей, жестокая действительность потребовала злободневного материала. Всем хотелось помочь Родине. В том числе и саратовским кукольникам. Но как и чем? Два человека из театра на фронте погибли.
Атмосфера была напряжённой. Дети вели себя как взрослые. Ходили не спеша, не шумели, не улыбались, были серьёзные, встревоженные. Наши сказки, которые они раньше с радостным оживлением смотрели, теперь их уже не интересовали. Срочно требовался антифашистский репертуар. И вот один из наших старейших артистов-кукольников стал писать пьесу. В ней фашисты были показаны в смешном сатирическом виде, она разбивала миф об их непобедимости и вселяла уверенность в победе советского народа над фашистами. Надо было видеть, как проходил спектакль «Украденная ёлка»! А педагоги и воспитатели детских садов приходили списывать из этого спектакля песенки.
Наших артистов просили давать шефские концерты в госпиталях. Сначала мы не решались, у нас был слишком ограниченный репертуар для взрослых — «Хирургия» и «Канитель» А. П. Чехова и два русских дуэта, в живом плане.
Всё изменилось с приездом Московского художественного академического театра...».
1941 год. В первые годы войны «Теремок» становится «театром на колёсах». Стационар закрыт, а артисты (в труппе остаётся всего 8 человек) — возят декорации на тачках, носят кукол в чемоданах. В конце 1942 года театр снова получает возможность выступать на профессиональной сцене, где начинает показывать антифашистские спектакли «Армейские сказки», «Как немецкий генерал с поросёнком воевал», «Как Гитлер чёрту душу продавал», «Лапша».
Но всё же основная работа артистов в годы войны — это выступления в госпиталях, на призывных пунктах, перед отъезжающими на фронт частями. С 1941 по 1945 год актёры «Теремка» сыграли больше 500 шефских спектаклей в Саратове и области. За свой труд, за верность зрителям и искусству вопреки всем тяготам военного времени кукольники А. П. Ларина, Н. Т. Потасуев, А. Ф. Чижиков и другие артисты были награждены медалями и грамотами.
«С приездом Московского художественного академического театра репертуар кукольников обогатился боевыми пьесками: «На живца», «Как Гитлер чёрту душу продавал». Гитлера никто не желал играть. Репетировали ночами, после вечерних спектаклей. Готовил программу с нами, саратовскими кукольниками, артист МХАТа К. Н. Новиков. Иногда заходил И. М. Москвин. Отдел культуры серьёзно относился к нашей антифашистской программе.
В дни выборов на агитпунктах давали по семь спектаклей. Ездили с 6 утра и до 11 часов вечера. Приготовили антифашистскую программу. Черняев играл Гитлера, Потасуев – чёрта, мне пришлось играть Муссолини. Никогда в жизни не забуду первого шефского спектакля для раненых бойцов в школе № 18. При первом появлении куклы раздался дружный басистый хохот. Мы несколько растерялись. А причиной смеха была длинноносая кукла фашиста, выскочившая с автоматом на край ширмы. Раненые бойцы смеялись заразительно, как дети. Мы почти каждый день давали по два-три концерта в госпиталях, в воинских частях и пересыльных пунктах в отдельных палатах для тяжело раненых бойцов, где саратовские кукольники стали желанными гостями.
Раненые во время спектаклей забывали свои боли и горести, наши выступления укрепляли веру в неизбежную победу нашего народа. После концертов нас благодарили, делились табаком, папиросами...
Тревожное время было. Ночь. Зловеще гудят фашистские самолёты. Сидим на крыше во всеоружии, с лопатой, метлой или веником, а рядом ящик с песком, ждём, когда самолёты станут сбрасывать зажигательные бомбы. Надо успеть захватить пылающую бомбу лопатой, забросить в ящик с песком и потушить, чтоб она не успела поджечь дом. А утром – на работу».
❗Примечательная также история, которая случилась с Александром Александровичем уже после окончания войны: «...После войны прошло 6 лет. Иду я из Энгельса в Саратов по льду через Волгу, тогда ещё пешеходного моста не было. Догоняет меня мужчина лет 40. Разговорились. «Неужели с куклами работаешь? Ведь куклы меня спасли, к жизни вернули, – говорит он. – Отбили наши части родное село. От дома одна печь осталась: жену, детей, мать, отца и всех родных односельчан фашисты расстреляли. Плакал я отчаянно. Вскоре меня самого тяжело ранило. В Саратов на лечение привезли. Тяжело мне было. Задумал я покончить с собой. Пистолет я тайно хранил. Вот однажды, чтоб раненым ужин не портить, решил после и застрелиться. А тут перед ужином артисты к нам в госпиталь приехали. Сосед по койке Леонтий Иванович сгрёб меня в охапку и выволок из палаты в коридор, где артисты ширму готовили. Коридор был забит ранеными.
Неожиданно на ширме появилась кукла повара с походной кухней. Гляжу и думаю: где я эту физиономию видел? Вдруг вынырнул фашист с автоматом. Повар как двинет его ковшом по голове. Зрители расхохотались. Гитлера и Муссолини протаскивали. После концерта только и разговоров было о куклах, об артистах. Поужинав, я и стреляться позабыл. Вот и выходит, что меня куклы спасли. Не посмотри я кукол, возможно и исполнил бы своё роковое решение. Спасибо куклам, спасибо…», – закончил он».
Наш театр кукол «Теремок» гордится своей историей и артистами, которые в годы войны проявили стойкость и продолжали радовать и воодушевлять детей и взрослых в такой трудный период.