Ещё одним «спасателем» экономики России должен стать «Малый бизнес». Он должен создавать рабочие места, производить необходимые товары, оказывать услуги и т.д.
Термины «Малый бизнес» и «Средний класс» возникли в начале 20-го века и имеют, скорее, идеологическое, чем экономическое значение. После победы в России социалистической революции, у разорённого 1-ой Мировой войной населения Европы возникает желание воплотить коммунистические идеи в своих странах.
«Разделяй и властвуй» - простой и эффективный метод правления, был применён и к протестному движению рабочего класса Европы и Америки. В классовой теории Маркса нет «среднего класса» Есть эксплуататоры и пролетариат. Пролетарий, по определению марксистов, это человек, не имеющий средств производства и «продающий» свои знания, способности, труд капиталисту-эксплуататору. Если из этого класса, являющимся большинством населения любой страны, выделить высокооплачиваемых специалистов, квалифицированных рабочих, инженеров, руководителей среднего звена в отдельную группу, в остатке получим не самые благополучные слои населения. Таким образом, и был «создан» «средний класс», а пролетариями стали называть пьяниц и бомжей. «Средний класс» уже не вписывается в современную идеологию политического управления, но продолжает существование в теории о социальных слоях и социальных лифтах.
Похожая уловка применена и к мелким производителям – сапожникам, булочникам, портным, лавочникам и другим. Даже в то время трудно было доказать, что топор плотника – это средство производства, сравнимое с деревообрабатывающим заводом. Но эта легенда жива и сейчас! И с помощью термина «Малый бизнес» такие социальные слои, которые своими силами, инструментом, могли самостоятельно производить продукцию, были приравнены к капиталистам, типа Рокфеллера или Круппа. С тех пор крупнейшие состояния и капиталисты носят почётное звание «Большой бизнес», а скромные предприниматели – тоже почётное звание – «Малый бизнес».
Все существующие предприятия отличаются друг от друга количеством сотрудников и финансовым оборотам. По этим критериям можно выделить «Малый бизнес», и даже «Микро бизнес», как в некоторых странах, и «Самозанятых» в нашей стране. Но, классификация, разделяющая общественное производство на Малый, Средний и Большой бизнес, не представляет экономическую реальность и подходит лишь для бухгалтерского учёта и сбора налогов.
В СССР была принята наиболее информативная классификация предприятий. Во-первых, было принято отраслевое деление. Иначе быть не может. Ведь в каждой отрасли есть своё понимание большого и малого. Количество работников предприятий различных отраслей и их финансовые обороты нельзя сравнивать. Поэтому, (Во-вторых) отраслевые предприятия классифицировались по объёмам производства. Производство делится на: Штучное, Партионное (мелкие, крупные партии), Серийное (мелкие, крупные серии) и Массовое.
На примере автомобильной промышленности приведём сравнение производства советского периода и современного. Напомним, что общественное производство (о какой-бы его отрасли не шёл разговор) направлено на исполнение потребностей своего народа. Поэтому, в советский период наибольшее значение предавалось серийному производству. В стране работали автомобильные заводы, серийно выпускавшие необходимые для народного хозяйства виды автомобилей. Примером массового производства можно считать производство легкового автомобиля «Москвич 412», выпуск которого осуществлялся одновременно на двух заводах – в Москве (АЗЛК) и в Ижевске (ИЖ). К партионному производству можно отнести выпуск самосвалов и другой спецтехники на базе серийных автомобилей. Примером штучного производства автомобилей в СССР служит выпуск представительских лимузинов для руководства страны.
Таким же образом можно классифицировать производство и в других отраслях общественного производства СССР: в строительстве, лёгкой, пищевой промышленности и т.д.
Современная автомобильная промышленность продолжает выполнять заказ потребителя. Но в связи с отсутствием спроса, отсутствует и массовое производство. Действующие в стране автозаводы обеспечивают потребности народного хозяйства, производя серийно и партиями легковые, грузовые автомобили и автобусы.
Самое большое изменение произошло в сфере штучного производства. Появились предприятия (предприниматели), производящие:
1. Капитальный ремонт. Включает в себя полную разборку автомобиля, замену кузовных деталей, агрегатов или их полный ремонт, покраску автомобиля.
2. Тюнинг автомобиля. Создание на базе серийных автомобилей, автомобилей для спорта, джиппинга, путешествий и др.
3. Полная сборка автомобиля (грузового, легкового) или автобуса из новых и б.у. деталей и агрегатов, под имеющиеся документы.
4. Реставрация старинных автомобилей.
5. Производство бронеавтомобилей для инкассации, охранных предприятий.
6. Производство бронетехники для военных целей.
Список можно продолжить, но и этого достаточно для понимания развития Штучного производства не только в автомобильной промышленности. Такое же движение в сторону развития штучного производства происходит и в других отраслях.
В противовес существующим в реальности Штучному, Партионному, Серийному производству в разных отраслях, и требующего индивидуального подхода, Государство «видит» некий «Малый бизнес», «Средний бизнес», «Большой бизнес». В одной куче оказались: торговля, производство разных отраслей, сфера услуг, медицина, образование, туризм и т.д. Такое обобщение, и, как следствие, классификация, приводит к соответствующему управлению общественным производством. Поэтому, всё управление свелось к установлению различных ставок налогообложения для трёх категорий предприятий и четвёртой категории «Самозанятые», вместо того, чтобы грамотно, с привлечением специалистов и учёных, а так же экономических рычагов работать с конкретными отраслями и производствами.
Следует сделать вывод, что «Средний класс» - это миф. А «Малый бизнес» не просто миф, а подмена понятий, которая приносит вред.