Найти тему
Психолог Лесечко

Дети-подростки очень обидчивы, болезненно реагируют на критику. Советы в поддержку

Оглавление
Слова не скажи, чуть что, сразу в слезы, хлопает дверью и ненавидит весь мир. А что такого уж страшного сказали?!
 Фотография взята с сайта  Unsplash
Фотография взята с сайта Unsplash

Не секрет, что в период пубертата дети словно оголённые провода. Грубы, вспыльчивы, несдержанны и очень чувствительны. Не будем сегодня про физиологию.

Сегодня поговорим о том, как помочь ребёнку справиться с эмоциями и каких моментов в общении нужно стараться избегать.

Во-первых, ни в коем случае не стоит высмеивать сына или дочь! Даже если вам кажется, что ситуация очень комична. Например, одна мама мне рассказывала, что её 10летний сын, уча вечером уроки, начал заговариваться и в процессе пересказа параграфа сказал что-то уж очень смешное. Маме захотелось поделиться с папой, сын обиделся до слез и два дня с ней не разговаривал. Да, порой в интернете выкладывают смешные ролики о том, как дети готовят уроки. Смешно всем кроме самих детей. Для них это унизительно и оскорбительно. Ошибки ребёнка - не повод для насмешек, особенно если он сам ещё не овладел навыками самоиронии. Всё это может повлечь за собой отказ отвечать у доски и вообще выступать публично.

Второй момент. У подростков обострённое чувство справедливости. Старайтесь с уважением относиться к их мнению, чувствам и желаниям. Особенно это важно, когда ребёнка за что-то ругают, делают замечания. Например, мама пятиклассника рассказывала про звонок учителя, которая при плачущем сыне рассказывала ей о том, какие у него сложности с учёбой, с чем он не справляется. При этом присутствовал весь класс. Ребёнок в таких ситуациях либо злится, либо плачет, либо убегает. Старайтесь договориться с учителем общаться один на один по поводу успеваемости и поведения. Не нужно этих "коллективных порок". Оставайтесь на стороне детей даже в том случае, если учитель не идёт на встречу. Выслушайте, поблагодарите и пообещайте поговорить со школьником дома. Обязательно без свидетелей, с сочувствием и поддержкой.

Ещё как пример. Одна мама жаловалась на грубые ответы сына в адрес их близких, которые переодически делают ему резкие замечания. Я ей рекомендовала мягко попросить взрослых быть поосторожнее с высказываниями, принять во внимание возраст ребёнка. И предупредить, что в противном случае "может и послать")). Взрослому реально проще проконтролировать свои слова и поведение. Можно подойти, сказать вежливо, попросить в конце концов. А у подростка гормоны, эмоции и ему не до деликатности. Он чаще всего защищается. Почти всегда агрессивно. Стыдить за это не нужно, важно войти в положение и стараться сгладить острые углы.

Третий момент относится к критике. Например, тренер спортивной команды ругает всех за плохие результаты. Но некоторые дети начинают очень близкок сердцу принимать его слова. Чувствовать вину, стыд, начинает складываться мнение о себе как о плохом человеке. Так же реагируют некоторые дети, когда классный руководитель ругает весь класс. Им кажется, что весь гнев направлен только на них.

Объясняйте ребёнку, что в секции/на соревнованиях он член команды и тренер оценивает результаты общей игры. Критика относится не лично к ребенку, а к команде! То же самое в школе. Рассказывайте, что у ребёнка несколько ролей- член команды, ученик, друг, сын/дочь. Педагоги не затрагивают личные качества, а смотрят на показатели. И это не делает ребенка никчёмным человеком. Несколько раз поговорите об этом!!

В заключении несколько упражнений по снятию напряжения и сбросу негативных эмоций.

Можно взять стакан и покричать в него "Меня бесит, когда она..! Терпеть не могу, когда.. " Безопасный способ выразить гнев, раздражение, обиды. Даже в лес идти не надо).

Можно представить, что ковёр в коридоре- это "ковёр ненависти" и предложить ребёнку вытирать об него ноги пока не станет легче. Обычно дети в этот момент представляют обидчика, яростно двигают ногами и некоторое время спустя им становится легче.

Попробуйте вместе нарисовать обидчика. Подумайте, как защититься от его влияния? Кто-то рисует высокий забор, Кто-то замазывает образ яркой краской, залепляет пластилином. Поэкспепементируйте! Возможно, ребенку просто захочется пририсовать рожки и копытца, он рассмееется и почувствует облегчение.

Обязательно попробуйте! Очень важно, чтобы ребёнок не накапливал негативные эмоции, умел с ними справляться.

Очень важно с пониманием относится к сложностям подросткового возраста и быть на стороне ребёнка. И совсем не важно, как росли мы и какими мы были когда-то. Важно, что вот он-ваш ребёнок, со своими особенностями, характером и эмоциями. И опираясь на ваше плечо ему значительно легче взрослеть.

Дорогие родители! Если статья была для вас полезной, поставьте, пожалуйста, лайк!

Буду рада видеть вас среди своих подписчиков!

До новых встреч!!

#подростковый возраст #советы психолога #семья и дети