Найти в Дзене

"Великий и ужасный" - 75 лет легендарному джазовому музыканту Владимиру Чекасину

Пришел день, когда мы можем поздравить с юбилеем "великого и ужасного", потрясающего музыканта и педагога, любимого Владимира Николаевича Чекасина. Сегодня, 24 февраля он пришел к своему 75-летию на радость ценителям настоящей музыки. Сегодня я предлагаю вам фрагмент из моей программы "Джаз и не только", снятой и вышедшей в эфир два десятка лет назад. Но перед этим очень кратко познакомимся с некоторыми вехами жизни маэстро. Владимир Чекасин родился в Свердловске. Первым инструментом была скрипка, в 11 лет он, увлекшись диксилендом взялся за кларнет, а в 1964 г., перешел на альт-саксофон. В 1970 г. Владимир окончил Свердловскую консервато­рию. «Меня тогда начали интересовать большие музыкальные формы», — говорит он, — наряду с импровизационным исполнением и насы­щенностью джаза. В 20 лет я уже сочинял крупные темы, а в 22 сделал 40-минутную композицию». В 1971 году дуэт Вячеслава Ганелина и Владимира Тарасова по приглашению свердловского деятеля джаза Геннадия Сахарова приехали в Сверд

Пришел день, когда мы можем поздравить с юбилеем "великого и ужасного", потрясающего музыканта и педагога, любимого Владимира Николаевича Чекасина. Сегодня, 24 февраля он пришел к своему 75-летию на радость ценителям настоящей музыки. Сегодня я предлагаю вам фрагмент из моей программы "Джаз и не только", снятой и вышедшей в эфир два десятка лет назад. Но перед этим очень кратко познакомимся с некоторыми вехами жизни маэстро. Владимир Чекасин родился в Свердловске. Первым инструментом была скрипка, в 11 лет он, увлекшись диксилендом взялся за кларнет, а в 1964 г., перешел на альт-саксофон. В 1970 г. Владимир окончил Свердловскую консервато­рию. «Меня тогда начали интересовать большие музыкальные формы», — говорит он, — наряду с импровизационным исполнением и насы­щенностью джаза. В 20 лет я уже сочинял крупные темы, а в 22 сделал 40-минутную композицию». В 1971 году дуэт Вячеслава Ганелина и Владимира Тарасова по приглашению свердловского деятеля джаза Геннадия Сахарова приехали в Свердловск и были приведены на танцевальный вечер, где играл Чекасин. Ганелин: " Всё правильно. И мы приехали и попробовали поиграть там. Мы играли, наверное, очень мало, минут 5-7, потому что надо было уже закрывать танцевальную площадку. Но мы поняли, что мы есть мы. И потом уже было сложно и тяжело в то время из одного города переехать в другой, из одной республики в другую. Мы пробовали это сделать, как-то Чекасина устроить, чтобы он остался в Вильнюсе, и он остался."

У трио Вячеслава Ганелина состоялся просто фантастический взлет. Каждый год создавались новые программы, стали выходить пластинки на «Мелодии» («Con Anima», «Concerto Grosso», «Poi Segue», «Semplice») и на «Leo Records» в Англии («Live In East Germany, «Catalogue», «Con Fuoco», «Ancora da Capo»). Они выступали на международных фестивалях «Jazz Jamboree» (Варшава, 1976 г.), в Западном Берлине (1980), в Пори (Финляндия, 1983) и гастролировали по США. В самом начале Чекасина пригласили на IJFR в Прагу, где он получил звание лауреата среди молодых исполнителей, записал там свою первую пластинку на студии «Supraphon». 10 лет подряд Владимир по опросам критиков признавался джазовым музыкантом №1 в стране. Параллельно и после распада трио у Владимира Чекасина был множество проектов - с вокалисткой Валентиной Пономаревой, с Леонидом Чижиком или Сергеем Курехиным и его «Поп-механикой", с театром пантомимы, новосибирскими джазменами и балетом. Это были уже не просто концерты, а перформансы, спектакли с костюмами и реквизитом, с «пространственной музыки» при участии зрителей. Разумеется, нельзя не упомянуть о системе джазового образования в Литве, точнее образования в сфере импровизационной музыки, в становлении которой Чекасин сыграл определяющую роль. Его первые ученики саксофонисты Пятрас Вишняускас и Витаутас Лабутис сами стали «звездами» европейского масштаба, а из студентов консерватории он создал оркестр, который сразу попал в число лучших биг-бэндов бывшего Союза. Наверное, более широкая публика знает Чекасина по музыке к картине Павла Лунгина "Такcи-блюз". Было еще невероятно много работ, программ, учебников, все невозможно перечислить. Остается только пожелать Володе здоровья, многих лет творения музыки, радости от учеников и коллег, от дочерей-музыкантов, одна из которых, Анна Чекасина не без влияния отца уже давно стала самостоятельным мастером высокого уровня.

Это ежедневный выпуск "Музыкального повода". Подписывайтесь и вы не пропустите информации о музыкальных датах и событиях. Попса голимая в их число не входит, это в другом месте. Да, и ваши лайки тоже не помешают проекту. Спасибо