Расшифровываем "Русалку" Уотерхауса

4,7K прочитали

«Это не просто картина - это песня, которая рассказывает о стремлении, которому никогда не суждено сбыться", - именно так охарактеризовали критики эту картину, когда она была выставлена впервые. Картина, получившая столь пафосный отзыв, была презентована публике в 1901 году. Это была "Русалка" Джона Уильяма Уотерхауса, которая стала его дипломной работой при вступлении в Королевскую академию.

Русалка.  Джон Уильям Уотрехаус. 1901 г.
Русалка. Джон Уильям Уотрехаус. 1901 г.

На картине изображена русалка, которую можно узнать по ее мерцающему рыбьему хвосту. Она сидит на пляже, полном гальки и покрытых водорослями камней. Повернувшись боком к зрителю, русалка расчесывает свои длинные каштановые волосы. Перед ней лежит блестящая круглая раковина в виде чаши, наполненная нитями жемчуга. Позади героини из глубокого синего моря поднимаются внушительные скалы. Взгляд русалки устремлен вдаль, ее рот слегка приоткрыт и зрители могут догадаться, что она поет.

Кто прекрасней чем русалка,
Что поет во тьме ночной
И на дне волны морской
Чешет волос золотой?
- Я прекрасная русалка.
Я одна во тьме ночной
Распеваю под луной.
И на дне волны морской
Развеваю распевая
Пышный волос золотой.
(наш вольный и совсем не профессиональный перевод)

Это строчки из поэмы Альфреда Теннисона "Русалка". Именно она вдохновила художника на создание этой картины. Поэтическое произведение викторианского поэта перекликается со сказкой "Русалочка" Ганса Христиана Андерсена.

Русалка Теннисона тоже грезит о любви, вот только она не влюблена в конкретного человека, только в саму любовь. Она ждет ее и жаждет, но та меланхолия, с которой поэт пишет о ее мечтах, наводит читателя на мысль, что этим мечтам не суждено сбыться. Несмотря на то, что героиня поэмы сказочно хороша, ее мечты о любви разобьются как волны о прибрежные скалы.

Вот и чаша русалки на картине Уотерхауса наполнена жемчугом не случайно. Ведь жемчуг - это не только дар моря, но и слезы погибших моряков. "Как человек не может дышать под водой, так и русалка не может познать любовь. Она может лишь петь свою гибельную песню, но зов ее несбыточной любви может лишь погубить ее потенциальных возлюбленных. И единственный дар, который ей достанется - это слезы погибших моряков, которые она собирает в свои ожерелья.", - так описывает Уотерхаус замысел картины в одном из своих дневников.

Думается, этот замысел вполне удался. Картина вышла очень притягательной и меланхоличной. Она словно погружает в раздумья. Кстати, несмотря на то, что картина практически соответствует реальным параметрам человека, и ее обычно размещают в зале так, чтобы глаза русалки находились на уровне глаз среднестатистического зрителя, посетители музея утверждают, что взгляд русалки невозможно поймать.

Русалка. Эскиз. Джон Уильям Уотрехаус. 1901 г.
Русалка. Эскиз. Джон Уильям Уотрехаус. 1901 г.