Баба Салем, культовый персонаж жанра Гнави в Магрибе и особенно в Алжире. Гнава или Гнауа, Ганава, Ганави, это- этническая группа, населяющая Марокко. После отмены рабства они стали частью суфийского ордена в Магрибе. Приняв ислам, Гнава продолжали практиковалось магрибское колдовство и ритуальные песни и танцы во время проведения ритуалов. Гнава считаются знахарями, колдунами и людьми, способными вводить своей музыкой и своими танцами в мистический транс.
Со своей небольшой группой артистов, Баба Салем ходил по алжирским улицам давая представления, которые сопровождались необычным зрелищем и весельем пропитанным магией!
Его прозвали «Баба Салем», а также «Улед Сиди Б'лел», «Гнава». Он приходил из Сахары и был одет в полусахарскую, полусовременную одежду, с тюрбаном на голове, иногда с ожерельем из маленьких белых ракушек на шее.
Его труппа при переходе с одной улицы на другую производила эффект настоящего шоу. Люди не могли оторвать глаз от этого представления. Не только открывались окна домов, но и приоткрывались двери. Дети бежали смотреть, на этих артистов...
Тот, кто выступал в роли «церемониймейстера» (маалем), обычно был самым старым. Он нес сумку на плече, тряс своим посохом и грохотал своими металлическими «каркабу», это магрибский национальный музыкальный инструмент. При этом он покачивал головой и телом, как будто отмечая темп по мере продвижения. Внезапно он начинал выделывать танцевальные па, поворачиваясь вокруг себя, покачивая телом... Большой барабан "гумбри", бубен и "каркабу" были инструментами, которые завораживали толпу сопровождающую труппу. Тела актёров раскачивались слева направо, и по мере движения их как буд-то охватывала дрожь, а движение головы туда-сюда увеличивалось с постепенным увеличением силы звука!
... У каждого из членов труппы была своя задача: один энергично бил в барабан, другой стучал в каркабу, третий нес широко развернутый синий штандарт, четвертый нёс поднос, на котором стояла медная чашка с благовониями «барака» и предназначались для получения пожертвований, как правило, денег. Доходы от сбора шли на покрытие расходов на религиозные праздники!
Раньше в некоторых алжирских домах устраивались духовные вечера Гнави, чтобы отогнать неудачу!...
Некоторые лечебные практики, проводимые маалем (церемониймейстером), были официально закреплены за труппой Бабы Салема.
Вот такие традиции.