Кевин Костнер не относится к моим любимым актерам. Для меня его лучшая роль в фильме «Танцующий с волками», в котором он выступил и в качестве режиссера. Скупой на эмоции, он соответствует менталитету индейцев, которые их внешне не показывают, и в этом фильме можно только догадываться, что творится у них в душе, когда они видели многочисленные туши бизонов, убитых только ради шкуры и языков, разбросанные по прерии. Неудивительно, что Кевина Костнера лидеры племени сиу приняли в качестве почетного члена народа.
Фильм был номинирован в двенадцати категориях кинопремии «Оскар» в 1990 году, выиграл семь. В 2007 году Библиотека Конгресса США внесла его в Национальный реестр фильмов. Съёмки начались 18 июля 1989 года, а закончились 23 ноября того же года. Большая часть фильма была снята в Южной Дакоте, в основном на частных ранчо, несколько сцен снимали в штате Вайоминг.
Прочла, что «Танцующий с волками» критиковали за то, что он героизировал индейцев сиу, а представители пауни были показаны кровожадными злодеями. В реальности пауни в то время были слабее и малочисленнее, чем сиу, и сами становились жертвами частых набегов со стороны сиу. В фильме же только один актёр-индеец был носителем языка сиу.
Всплыл и забавный факт: как утверждал американский актер и борец за права индейцев Рассел Минс, языковое обучение актеров обернулось казусом и в результате Кевин Костнер и некоторые другие персонажи-мужчины в фильме обращаются друг к другу в женском роде.
Что интересно, практически все сцены снимались в хронологическом порядке (забавно: в детстве я думала, что кино снимается таким образом). Лента длится достаточно долго, но завораживает картинами природы, музыкой. Операторская работа поражает в сцене охоты на бизонов.
Кинокритики выделили фильм за правдивое изображение коренных американцев, которое в то время сильно отличалось от типичных голливудских штампов, показывавших индейцев либо благородными, либо злобными, лихо снимавшими скальпы с белых.
Картину критиковали как либералы, так и консерваторы. Первые утверждали, что главный герой — это типичный пример «белого спасителя», так как Данбар быстро сдружился с индейцами и в итоге становится их главным защитником и спасителем. Консерваторы возмущались тем, что фильм, по их мнению, героизировал и романтизировал индейцев сиу, тогда как «речь шла о самом кровожадном из вcех коренных кочевых племён равнин, но не как о защитниках окружающей среды».
Все мы с детства помним лубочные фильмы о Чингачгуке, Виннету, где храбрые индейцы успешно сражаются против бледнолицых. Это потом уже стали снимать фильмы, где показано, что и индейцы могли быть жестокими, снимали скальпы с убитых врагов и прочее. Но, тем не менее, наши симпатии все равно на их стороне в любом фильме про индейцев. Потому что мы знаем из истории, как жестоко и беспощадно истребляли индейские племена белые первопроходцы, а потом поняли, что огненная вода убивает их лучше, чем пули.
Ощущение, что у народа, некогда гордого, свободолюбивого, красивого, на долгие века украли дух, душу, и с тех пор они так и не пришли в себя. Я не припомню фильмов (где не было бы темы про индейцев, резервации и т.п.), где главным героем (успешным юристом, спортсменом, неважно кем) был бы индеец. Афроамериканцы есть, латиноамериканцы, азиаты… Возможно, меня поправят.
В советские времена часто писали о бедственном положении индейцев в резервациях. Это и понятно, шла война идеологий. Как сейчас живут индейцы, мы, жители России, не знаем. Пожалуй, кроме тех, кто интересуется этой темой. Из последних фильмов картина об их жизни складывается печальная: алкоголизм, наркомания, беспросветность, жизнь в резервациях. Это уже не тот народ, который мы видим в том же «Танцующем с волками». Опять-таки могу ошибаться.
Запомнился диалог Данбара с Разящей Птицей. Последний спрашивает его: сколько людей придет сюда, на эти земли? И Данбар признается: сколько звезд на небе…
Как жаль, что на таком огромном континенте не нашлось места индейским племенам.