Новосибирский театр «Глобус» получил претензию о возмещении убытков и морального вреда. По мнению зрителей, не привитых от коронавируса, их должны были заранее предупредить о том, что на спектакль нельзя попасть без предъявления QR-кода.
Конфликтная ситуация возникла вечером 21 января, когда Ольга Савченко и Юлия Ступко вместе с мужьями пришли в театр «Глобус» на пьесу Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня».
– Мы приехали в театр и как обычно стояли в очереди, когда мы подошли у нас спросили Вы в какой зал, мы сказали, что в Большой зал. Нас попросили предъявить QR-код. На что мы сказали, что у нас нет QR-кода, тогда нам заявили, что нас не пустят на спектакль, потому что в театре такие правила, – рассказала корреспонденту «Прецедента» Юлия Ступко.
– Когда мы покупатели билеты, никакие ограничения в регионе еще не были введены и предоставление QR-кода для посещения спектакля не требовалось. Но по истечении трех месяцев ситуация изменилась, при этом ни театр, ни сайт, через который мы приобретали билеты, нас не уведомили о том, что для посещения спектакля обязательно требуется QR-код, – рассказала Ольга Савченко.
14 октября 2021 года Постановление Правительства Новосибирской области № 419-П была установило необходимость наличия QR-кода, подтверждающего вакцинацию от коронавируса, при посещении массовых мероприятий численностью от 500 человек.
12 дней спустя, 26 октября 2021, Постановлением Правительства НСО № 437-п QR-коды были введены на массовых мероприятия, на которых присутствовало боле 100 зрителей. Еще ранее с 1 июля 2021 года количество зрителей ограничили 50 процентами от максимальной вместимости зала в театрах, кинотеатрах, спортивных учреждениях.
Ольга Савченко и Юлия Ступко приняли решения не ставить прививки от коронавируса.
– Я не против того, что кто-то принимает решение вакцинироваться. У меня есть близкие родственники, которые поставили прививки, но мой жизненный опыт подсказывает обратное. Я изучала эту тему, советовалась со своим врачом. У меня нет доверия к этой вакцине, – сказала Юлия Ступко.
Юлия Ступко и Ольга Савченко покупали билеты на январский спектакль в «Глобус» 20 октября 2021 года. В тот момент театр еще не подпадал под ограничения с QR-кодами. 29 октября на официальном сайте «Глобуса» появилась информация о том, что без QR-кода можно попасть только в малый зал театра.
Как считают Юлия Ступко и Ольга Савченко режим повышенной готовности, введенный в Новосибирской области в марте 2020 года, не отменяет базовых принципов Федерального Закона «О защите прав потребителей». К примеру, в соответствии со статьей 10 (информация о товарах и услугах) исполнитель обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию об услугах.
При этом за ненадлежащую информацию об услуге потребитель вправе от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков (статья № 12 ФЗ «О защите прав потребителей»).
– Если на момент приобретения билетов никакого условия о наличии QR-кодов не существовало, и если такое условие возникло впоследствии «Закон о защите прав потребителей» обязывает театр уведомить своих зрителей том, что правила предоставления услуги изменились, – прокомментировала ситуацию юрист Марина Медведева.
Как считают Ольга Савченко и Юлия Ступко, об изменившихся требованиях посещения театра их могли предупредить заранее.
– Когда приобретаются билеты, то оставляется электронная почта и билеты приходят на электронную почту. То есть при желании, театр мог нас предупредить об изменившихся требованиях, – рассказала Ольга Савченко.
– Это уже проблемам театра, как он будет уведомлять своих зрителей. А если уведомить каждого было не возможно, и человек уже пришел на спектакль без QR-кода, и ему театр отказывает в предоставлении услуги, тогда он должен вернуть стоимость билетов, – комментирует Марина Медведева.
В досудебной претензии, которую получил «Глобус», обиженные зрители требуют вернуть им стоимость билетов, возместить моральный вред и расходы на юридическое сопровождение. Если это требование Юлии Ступко и Ольга Савченко не будет удовлетворено, зрительницы готовы пойти с иском в суд. И тогда их финансовые требования, адресованные театру, могут возрасти.
– В случае вынесения решения в пользу истцов, суд еще взыщет неустойку в размере трех процентов за каждый день не возврата денежных средств, то есть стоимости билетов и штраф, который составит половину всех сумм, которые суд присудит истцам, – пояснила Марина Медведева
На официальный запрос редакции «Прецедента» директор ГАУК «Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» Татьяна Людмилина ответила следующее:
– ГАУК НАМТ «Глобус» не нарушало положения статей 10 и 12 ФЗ «О защите прав потребителей». Правовая позиция театра основана на следующем. О том, что QR-код необходим для посещения спектакля Юлия Ступко и Ольга Савченко знали заблаговременно, о чем указано в письме от 21.01.2022 года. Информация о дополнительных ограничительных мерах в Новосибирской области опубликована в открытых и доступных для граждан источниках, СМИ, начиная с октября 2021 года. Также подробные правила для посетителей размещены в отрытом доступе на входе в ГАКУК НАМТ «Глобус», на официальном сайте театра и электронных системах по приобретению билетов. Действия работников ГАУК НАМТ «Глобус» по соблюдению правил посещения театров считает правомерными и обоснованными.
Подробнее о споре между театром «Глобус» и его зрителями смотрите в сюжете «Прецедента».
Ранее редакция писала о том, что в суде Железнодорожного района Новосибирска рассматриваются два иска от 13 человек не привитых от коронавируса новосибирцев, которые намерены доказать незаконность некоторых норм двух постановлений главного санитарного врача Александра Щербатова, которые касаются обязательной вакцинации в Новосибирской области.