Найти тему
Методист.54

Экспериментируем дома с детьми

Оглавление

Что более всего любят наши дети? Экспериментировать!

Детскому экспериментированию педагоги уделяют много внимания в образовательных учреждениях. Но несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Автор: Ольга Станиславовна Щедренко, методист, руководитель муниципального методического объединения методистов учреждений дополнительного образования.

фото с занятий студии раннего развития МБУДО ЦВР "Галактика"
фото с занятий студии раннего развития МБУДО ЦВР "Галактика"

Помните! При организации экспериментальной деятельности необходимо учитывать технику безопасности.

Примеры экспериментов в домашних условиях, не требующих большой подготовки

«Два апельсина»

Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему?

Расскажите ребёнку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счёт, как на «надувной подушке».

«Секретное письмо»

Поиграйте с ребёнком в сыщиков, которые нашли важные улики таинственные послания. Напишите друг другу зашифрованные письма. Сделать это можно несколькими способами:

Вариант 1. Возьмите лист белой бумаги, обмакните тонкую кисточку в молоко и напишите послание. Написанное обязательно должно просохнуть! Затем подержите лист над паром или просушите его утюгом.

Вариант 2. Выдавите лимонный сок. Это и будут ваши симпатические чернила. Возьмите лист белой бумаги, обмакните кисточку в сок и напишите вашу шифровку. Чтобы ее прочитать, необходимо слегка намазать йодом строчки.

«Твердое – жидкое»

При купании ребёнка в ванной проведите эксперимент: пусть он резко ударит по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твёрдости.

Вода может стать твёрдой, когда замёрзнет и превратится в лёд. Вода может быть и твёрдой, и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая. Воду можно только потрогать и сказать, какая она: холодная или горячая.

Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребёнок поиграет с ним. Обратите его внимание на то, что лёд тает – кусочек становиться всё меньше и меньше. Лучше приготовить большой кусок льда – заморозить воду в кружке. Лед твёрдый и превращается в воду.

«Конденсация»

Проведите опыт по конденсации пара. Используйте для этого холодное стекло или небольшое зеркало (можно использовать черпак с холодной водой).

Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале собираются капельки воды.

Обсудите результат опыта. Обратите внимание на то, что пар – это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.

«Воздух вокруг нас»

Продемонстрируйте ребёнку вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим.

Взяв стакан, спросите у ребёнка, есть ли что-нибудь в стакане. Переверните стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли что-то в стакане. Затем опустите стакан в воду. Удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с ребенком проведённые опыты.

«Выпаривание соли»

Проведите с ребёнком опыт по выпариванию соли из солёной воды. Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и солёная. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно.

Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Затем возьмите кастрюлю, вылейте в нее соленую воду из стакана и поставьте на огонь. Понаблюдайте за процессом испарения воды и образования соли.

«Свойства веществ»

Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в различных сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме и т.д.

Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру. После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку соответствие между формой льда и ёмкостью, в которой он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал.

Желаем интересного и полезного времяпровождения в семье!