Рядовой воинства Христова и полковник Российской Армии с пламенным сердцем поэта
(предисловие Оксаны Москаленко к книге Игоря Витюка «Эхо сирийской войны», М.: «Центральный Дом Российской Армии, Издательство «Серебро Слов», 2022. – 112 с.)
Передо мной книга стихов о сирийской войне ветерана боевых действий полковника запаса Игоря Евгеньевича Витюка, награждённого медалью Минобороны России «Участнику военной операции в Сирии». Для меня эта книга – путеводитель в тот мир, где я никогда не была. Игорь Витюк пишет стихи, как дышит: непринуждённо, простым языком и прямым стилем. Именно так и надо писать, не в обиду будет сказано тем, кто гоняется за вычурными рифмами и витиеватыми метафорами.
Поэтическое дыхание Игоря Витюка вызывает у меня искреннее восхищение и заставляет вспомнить прославляющий призыв пророка Давида «Всякое дыхание да хвалит Господа» (псалом 150:6) .
И неслучайно в стихотворениях небольшой книги «Эхо сирийской войны» имя Господа Бога и производные от имени Божиего встречаются около тридцати раз:
* * *
Господь, как и прежде, Россию хранит
Для новых победных сражений!
(«Парад Победы на авиабазе Хмеймим»)
* * *
Дай Бог вернуться без потерь,
С Победой – смертью смерть поправ!
(«На войну»)
* * *
От Рейхстага и до Пальмиры
Сколько было победных дорог!
Прошагали с боями полмира,
Все увидели – с русскими Бог!
(«Знамя Победы»)
* * *
И будет врагам наказаньем Господним
Всегда – Авиация, Армия, Флот!
(«Российский солдат»)
* * *
Сражаясь со вселенским злом,
Мы обретаем Божью силу!
(«Освобождение Пальмиры»)
* * *
Солнце свободы встаёт на Востоке
Словом Господним и Русской идеей.
(«Русское Солнце свободы»)
* * *
Божий Крест над мирской суетою –
Мой единственный ориентир.
(«Христово Воскресение»)
* * *
И сердцем воочию вижу –
Возносится в Небо Господь!
(«В День Вознесения Господня»)
* * *
Но вновь повторяю слова:
«Помилуй мя, Господи, грешного!
(«Иисусова молитва»)
и другие, каждое из которых является высказыванием, непреложным и каноническим по смыслу, а также афористичным по форме.
Глубокий символизм пронизывает все стихи автора о сирийской войне.
Символ Неба, обители Господней, постоянно напоминает нам о пути, который должен пройти каждый человек, выполняя свою земную миссию, предначертанную Богом.
Для наших воинов в Сирии – это, прежде всего, победа на земле и в воздухе над ведомыми дьяволом международными террористами:
* * *
Огнём и с земли, и с небес
Врагов уничтожим мы, братцы, –
Ударами ВКС
И силами спецопераций!
(Песня «Знамя Победы на авиабазе Хмеймим»)
* * *
Небосвод раскалён докрасна
(«Сирия Святая»)
* * *
Над Хмеймимом расплескалось
Небо синее.
Будет вылетов немало!
Сирия...
(«Командировка в Сирию»)
* * *
И солдат дождётся сторона родная.
Под восточным небом будет русский лес.
(«Аллея Дружбы на авиабазе Хмеймим»)
* * *
И с Неба сошедший на белом коне
Парадом командует Жуков.
(«Парад Победы на авиабазе Хмеймим»)
и другие строки…
Символом соединения земного с Небесным, символом Господней защиты и силы является православный Крест:
* * *
На войне жизнь со смертью спрессована,
Дымной кровью земля полита.
Но теперь, как бронёю закованный,
Я – навек под защитой Креста!
(«Встреча с военным священником»)
* * *
Некрещёные просят: «Покрести, иерей!»
(«Часовня на авиабазе Хмеймим»)
* * *
У Бога прошу я спасенья,
До крови сжимая свой крест.
(«В День Вознесения Господня»)
и так далее…
И даже такая, казалось бы, обыденная для стран Востока деталь, как песок, подмеченная автором в Сирии, тоже несёт в себе мощный символизм и не раз встречается в рассматриваемой книге.
Всепроникающий песок поглощает и заставляет сливаться с ним наших воинов:
Песок, песок, кругом песок!
И мы одеты здесь не в «хаки»...
Но впереди опять бросок –
Предвестник будущей атаки.
Я в камуфляже цвета «беж»,
На перекрёстках войн и мира.
И нами взят ещё рубеж, –
Освободили мы Пальмиру!
(«Освобождение Пальмиры»)
Необъятное море песка кипит и клокочет, как и бушующая в Сирии война, а где-то далеко за морями и горами ждёт родная сторонка:
Я, весь закованный в броню,
На теле поправляю крест,
В воспоминаниях храню
Дыхание родимых мест.
И горло ссохлось от жары,
Вокруг – расплавленный песок,
А дома – гомон детворы
И пыль просёлочных дорог.
(«Монолог бойца перед боем»)
И у меня самой, читающей эти строки, будто бы тоже песок скрипит на зубах:
Я уже по горло сыт войною.
Жду замену, чтоб лететь домой –
Распрощаться с жизнью фронтовою,
Встретиться с Московией родной.
А пока – иду я на заданье,
На зубах скрипит сухой песок, –
Сирию спасём от поруганья!
Победить врага поможет Бог!
(«Берёзовый напев»)
И как тут не вспомнить воззвание Ангела Господня к Аврааму в Книге Бытия – первой книге Ветхого Завета и всей Библии: «умножу семя твоё, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих» (Быт 22:17). Святые отцы, давая толкование Библии, примечают здесь два семени – земное и Небесное: сперва явились чада Авраамовы земные, по плоти; потом чада по духу – Небесные. (Свт. Филарет (Дроздов)).
Проходя свою земную жизнь, человек либо стремится приблизится к Богу, по образу и подобию Которого он сотворён, либо падает в греховную бездну, а всё здание его земной жизни уподобляется дому, возведённому на песке, как в короткой притче, завершающей Нагорную проповедь Иисуса Христа:
«Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Mатф. 7:24-27).
Именно сила Креста делает зыбкий сирийский песок надёжной земной твердью для наших воинов:
Крестным ходом по песку
Мы идём армейским строем,
Крестный ход сродни броску, –
Марш-броску пред главным боем.
(«Крестный марш-бросок»)
В поэзии очень важны детали, позволяющие воочию увидеть и прочувствовать воссозданный автором мир. После прочтения стихов И.Витюка я словно очутилась в жаркой Сирии.
Вместе с автором я оплакиваю разрушенную Пальмиру, незримо оказываюсь в храме-палатке на авиабазе Хмеймим, кладу земной поклон перед иконой Иоанна Воина:
Покровитель героев – адмирал Ушаков.
В скольких славных боях разгромил он врагов!
И Святой Александр, и Святой Иоанн...
От врагов защитили своих прихожан.
Нет в окопах войны атеистов-солдат,
Под защиту Господню ребята спешат.
… К панихиде идут, чтоб оплакать друзей…
Некрещёные просят: «Покрести, иерей!»
(«Часовня на авиабазе Хмеймим»)
В Сирии Игорь Витюк самолично убедился, что «Нет в окопах войны атеистов-солдат», и что душа русского человека без Веры мертва.
Слава Богу, – наших воинов и на фронте окормляют священники, которые делят с ними все тяготы боевого армейского бытия:
Он был послан на ратное поприще –
Только верой и Богом храним,
Чтоб рассеять бесовское торжище, –
Безоружен, но непобедим!
(«Встреча с военным священником»)
И словно неизбывный девиз русского воина звучат афористичные духоподъёмные строки:
Мы – воины Христа теперь,
Наш путь – возвышен, но кровав.
Дай Бог вернуться без потерь,
С Победой – смертью смерть поправ!
(«На войну»)
Ветеран боевых действий полковник Витюк умеет мастерски, всего несколькими штрихами показать, казалось бы, обыденную сценку из мирной жизни на окраине авиабазы Хмеймим. Но когда дочитываешь поэтическую миниатюру до последней строки, то мир внутри тебя переворачивается:
Апельсиновая роща в блеске алого рассвета,
Апельсины цвета крови, дерева кровоточат...
Стонет здесь земля от боли, здесь она до слёз нагрета,
Вся снарядами изрыта, огневая, – словно ад...
А мальчишки-непоседы апельсины собирают,
Продают за жалкий доллар, не пугает их война.
Я, конечно, покупаю. Здесь от голода страдают.
Вон, – один из них безрукий... Ох, кровавая весна...
(«Апельсиновая роща»)
Именно после прочтения этого стихотворения мне вдруг стали попадаться в магазинах красные апельсины, которые я раньше и не замечала.
И каждый раз, покупая алый сирийский фрукт, я вспоминаю о безруком мальчишке, просящем у автора доллар, о всём многострадальном сирийском народе.
А домашняя святыня – поясок, приложенный к Поясу Пресвятой Богородицы, – обращает меня к святыням Сирии, где Православие много веков сияло святыми угодниками.
Небосвод раскалён докрасна,
Вновь по Хомсу из пушек стреляют.
Но солдату война не страшна, –
Богородицы Пояс спасает.
Не сдаётся Святая страна
И взывает к святым и пророкам.
Возродится из пепла она,
Припадёт к христианским истокам!
(«Сирия Святая»)
Не могу не поделиться и таким личным обстоятельством: теперь ежегодно в День Победы я вместе с российскими воинами участвую в параде на авиабазе Хмеймим благодаря стихотворению «Парад Победы на авиабазе Хмеймим» и одноимённой песне Игоря Витюка:
Пехота, десант и морпехи идут,
Пилоты и техники – с ними.
В честь наших героев грохочет салют
Сейчас на параде в Хмеймиме.
И души погибших в Священной войне
Взирают на доблестных внуков,
И с Неба сошедший на белом коне
Парадом командует Жуков.
Салют громогласный над миром гремит
Как символ великих свершений.
Господь, как и прежде, Россию хранит
Для новых победных сражений!
(«Парад Победы на авиабазе Хмеймим»)
Что главное для поэта?
Образы, метафоры, рифмы? Нет, это всего лишь инструменты. Главное для поэта – свет любви, чуткая душа, пылкое сердце.
Старцы говорили, что мужчина спасётся, если у него будет женское сердце.
Может ли в сердце воина уживаться сердце поэта? Совместить несовместимое?!
И как заставить трепетать женскую душу, сопереживать, соболезновать?!.
Женщина всегда выберет поэта с пламенной душой. А если ещё и быть созвучным духовно, то связь становится нераздельной.
Когда неистово молишься за человека, то он никуда не уйдёт. Если бы это все знали... Может быть, поэтому у меня, офицерской жены, родились такие строки.
МОЛИТВА О МУЖЕ
Меня ты не обманывал ни разу –
И огорошил сразу напрямик:
«С женой не обсуждаются приказы,
Военный перед Родиной – должник.
Лечу в Хмеймим я завтра на рассвете –
Уже собрал походный вещмешок.
Ты для меня – одна на белом свете,
И нам с тобой во всём поможет Бог!»
Я верю провиденью или чуду –
И будет безопасен твой полёт.
Любимый, день и ночь молиться буду. –
Молитва на войне тебя спасёт.
Я буду ждать наперекор ненастью,
И за тебя я Господа молю,
Чтоб вместе быть и в горести, и в счастье,
И видит Бог, как я тебя люблю!
Ещё я открыла для себя песни на стихи Игоря Витюка.
В наше суетное время стало редкостью найти песню, которую хочется слушать вновь и вновь. А уж чтобы суметь повторить – об этом и говорить нечего.
Но песни «Сирия» (https://youtu.be/-lXz-5G-ZMo), «Освобождение Пальмиры» (https://youtu.be/r_yfa7JvuxQ), «Победный парад на базе Хмеймим» (https://youtu.be/qVUay7U7A1k) я напеваю уже который день подряд. Не удивлюсь, если они станут популярными на авиабазе Хмеймим.
Для песни, особенно военной, необходимо наличие качественного, эмоционального текста.
Игорь Витюк умеет слагать такие песенные стихи. Мне нравится неизбитость, незаштампованность, незаурядность его мыслей.
В каждом стихотворении виден патриот, воин, поэт, духовный человек с большим сердцем и чуткой душой. На таких стихах надо воспитывать молодое поколение. Я рада соприкоснуться с творчеством поэта, стихами которого хочется говорить, думать, петь.
И я не стесняюсь во всеуслышание сказать: Игорь Витюк – мой любимый поэт!
Оксана МОСКАЛЕНКО,
член Союза писателей России,
лауреат губернаторской премии «Женщина года
Самарской области» в номинации «Культура и искусство»,
московских областных литературных премий имени Ивана Бунина и имени Евгения Зубова
______________________________________
#ЦДРА #СирийскаяВойна #Сирия #СтихиИгоряВитюка #ПесниИгоряВитюка #Православие #литература