Сыктывкарский железнодорожный вокзал - одна из достопримечательностей города. На протяжении долгих лет он незыблемой скалой стоял на защите жителей, однако в скором времени его могут затронуть значительные изменения. В статье рассказано о том, что может повлиять на такое основательное сооружение, а также на общую жизнь всей Республики Коми.
Строительство железнодорожной ветки «Микуня — Сыктывкар» началось в 1960 году. К этому времени относится и основание связанного с дорогой вокзала. Для воплощения проекта в жизнь пригласили ленинградского опытного инженера Зелика Фрейдзона, а за основной образ взяли запоминающийся силуэт иркутского вокзала с его высоким шпилем и стилизованной башней. Администрации Коми этот проект дался буквально "потом и кровью" — открытие постоянно откладывали, тяжело шел сам процесс строительства, даже возникали мысли о переносе здания. Однако благодаря волевым решениям действующего на тот момент председателя СМ Коми Зосимы Понева ситуация разрешилась успешно, и в конце 1964 года новый красавец вокзал открыл свои двери для пассажиров.
За долгие годы здание не претерпело значительных внешних изменений, процесс реконструкции и модернизации затрагивал в основном замену изношенных покрытий и адаптацию территории согласно ее пригодности для маломобильных групп населения. Комплексные ремонтные работы проводились в отношении 640-метровой платформы.
Вокзал в свое время стал киногероем, приняв декоративное участие в съемках фильма "По прозвищу зверь". Фильм поставлен по ставшей бестселлером книге Виктора Доценко. В главных ролях: Дмитрий Певцов, Татьяна Скороходова, Юрий Назаров, Борис Щербаков, Владимир Самойлов, Армен Джигарханян.
Ежедневно до 5 поездов прибывают к перронам Сыктывкарского ЖД-вокзала, а единовременная пропускная способность здания достигает 500 пассажиров. Однако в связи со строительством новых транспортных путей правительство республики и администрация вскоре поднимут вопрос о расширении существующего здания или строительстве нового. С чем же связана подобная необходимость?
История создания "Белкомура"
Свое имя проект получил еще в 1995 году от сотрудников институтов «Ленгипротранс», «Уралгипротранс» и «Гипротранс ТЭИ», занимающихся разрабатыванием технической части. Он является значимой частью общего плана по инфраструктурному развитию Северного морского пути на ближайшие годы и представляет собой длинную ЖД магистраль, которая соединит предприятия и населенные пункты Урала и Сибири с промышленными объектами и городами Северо-Запада.
Новый проложенный транспортный коридор обладает рядом преимуществ:
- сокращение маршрутных пробегов между странами Азии и Европы практически на 1000 км;
- перераспределение грузовых потоков между балтийскими исеверными портами;
- принятие на себя части нагрузки других железнодорожных артерий Севера - Октябрьской, Горьковской, Свердловской и др;
- обеспечение экономического укрепления и безопасности для северной промышленности;
- производительность — 35 млн тонн ежегодно.
Строительство дороги запустилось в середине 1998 года с возведения новых отдельных участков Карпогоры — Вендинга и Сыктывкар – Соликамск, а также реконструкции некоторых отрезков существующего Северного пути. Одновременно с этим началось возведение 290-метрового железнодорожного моста через русло реки Вашки. Восстановленные и достроенные линии войдут в состав путепровода, соединяясь на территории республики Коми.
Создание данного транспортного пути затруднено внешними факторами:
- изменением проекта в отношении эксплуатации современного оборудования;
- значительным ростом цен на необходимые материалы;
- сложные географические и климатические условия.
Однако рост цен на калий, газ и углеводород, а также некоторое смешение экономической политики в сторону азиатского рынка возводит проложение этой магистрали до уровня жизненно необходимого.
Стоимость магистрали и ее значение
Предполагаемая стоимость "Белкомура" оценивается на нынешний момент в 278 млрд руб. В сравнении с другими инвестиционными проектами, запланированными до 2030 года, проложение дороги выглядит масштабно и дорого, однако его значение для страны переоценить сложно. Значимые финансовые вливания в региональные области РФ подчинены серьезным целям, которые отражают непосредственные преимущества данного строительства для республики Коми:
- "подтягивание" запоздавших областей до уровня развитых центральный районов;
- уменьшение потока людей, покидающих обжитые места;
- улучшение качества уровня жизни в северных "трудных" районах;
- повышение зарплатных и социальных выплат;
- упрощение процесса доставки и экспорта дорогостоящих продуктов и материалов;
- появление большого количества новых рабочих мест.
Подводя итоги, следует отметить, что проект хоть и дорог, но крайне важен для северных областей. Конечно, процесс воплощения его в жизнь будет долгим и непростым, однако итоговые результаты способны будут превзойти все ожидания и изменить жизнь людей в лучшую сторону.
Если Вам понравилась статья, поддержите меня лайком💖 и подпиской✅ на канал.
#сыктывкар #республика коми #интересные места #дмитрий певцов #развитие #интересные факты истории #железнодорожный вокзал