Найти тему
Будни эмигрантки в Берлине

Записки бывшей стюардессы. Почему происходит большинство авиакатастроф?

Очень много «почему» в истории авиации, но, как бы это не было странно, в глобальном смысле ответ очень часто очевиден. 

Всем привет, я Александра, и вы у меня на канале Будни эмигрантки в Берлине. 

Вы попали в цикл рассказов "Записки бывшей стюардессы". Другие рассказы и статьи из лётной жизни можно почитать по тегу #записки стюардессы александры

Фото автора, в осенней форме. В дороге на рейс
Фото автора, в осенней форме. В дороге на рейс

Наверное, каждого, летающего человека, хоть раз беспокоил вопрос о том, насколько безопасный авиатранспорт? И уж точно, на каждом рейсе присутствуют люди, которые боятся летать, несмотря на то, что самолёты признаны самым безопасным транспортом. Безусловно, для людей, у которых фобия-этот факт мало что меняет. Но сейчас не об этом. Сегодня я бы хотела обсудить с вами, причины авиакатастроф.

-2

В авиационной школе был такой, весьма интересный предмет -

CRM (Crew resource management). Переводится на русский, как «управление возможностями экипажа». Этот предмет преподаётся в тех сферах, в которых человеческая ошибка может привести к катастрофе.

Исходя из этого, можно догадаться, что большинство авиакатастроф произошли по вине людей. Точнее более 50%. На данном предмете будущие и нынешние экипажи изучают «человеческий фактор» и его влияние. 

-3

Неожиданный факт, но даже если основная причина катастрофы-погодные явления или отказ техники, почти всегда, конечный результат зависит от людей. Почему я не говорю от лётного или кабинного экипажа?

Сейчас объясню.

-4

Далеко не всегда подразумевая виновность людей, имеется ввиду лётный или кабинный экипаж. Чаще всего-это цепочка событий, в которой участвовало несколько человек. Вот представьте себе цепь, в которой множество звеньев и наложите эту картинку на самолёт. Начиная от рядового механика, заканчивая командиром лётного судна.

*В авиации, как правило, любые процедуры проходят через несколько проверок! Сотрудники имеют чек-листы, по которым один читает другому все важные моменты, а другой повторяет в слух и совершает действие.

И вот, рядовой механик, на техническом обслуживании самолёта отвлёкся при закручивании (условно говоря) какого-то необходимого болтика и сделал это некачественно. Раскололось первое звено цепи.

Проверяющему в этот момент позвонила жена и он не заострил внимание на качестве проделанной коллегой работой. Далее было ещё несколько проверок, но в каждому из проверяющих что-то помешало обнаружить недочёт. И вот, звено за звеном, цепь ломалась и привела к тому, что самолёт введён в эксплуатацию.

-5
-6

Далее, во время взлёта, пассажиры услышали странный шум и сообщили бортпроводникам.

Тут может быть 2 варианта событий: 1) бортпроводники сообщают командиру о странных звуках в салоне самолёта; 2) бортпроводники не воспринимают ситуацию всерьёз и не сообщают об этом командиру.

Вопрос в том, сломается ли это, решающее звено цепи? В данной ситуации, от решения бортпроводников могут зависеть жизни всех, кто на борту. Если звено сломается, может случиться авиакатастрофа и вина ляжет на плечи кабинного экипажа.

Если бы на одном из этапов проверки недочет был бы обнаружен, цепь можно было бы починить.

Если бы на одном из этапов проверки недочет был бы обнаружен, цепь можно было бы подоатать. Фото из открытых источников интернета.
Если бы на одном из этапов проверки недочет был бы обнаружен, цепь можно было бы подоатать. Фото из открытых источников интернета.

Но, если вы правильно поняли мой пример, то нет, виноваты все люди, начиная от механика. Это явление и называется человеческим фактором в авиации.

Данный пример возможно неидеальное, я его придумала, для того, чтобы объяснить, как это работает, надеюсь, что у меня получилось.

-8

Чаще всего техника, которая эксплуатируется мировыми авиакомпаниями, если она эксплуатируется по назначение и проходит все то, служит десятилетиями и остаётся надёжной. Лишь 22% авиакатастроф происходит из-за неисправности техники, что тоже, вероятно, отчасти благодаря человеческому фактору. Но не спешите винить кого-то одного, в какой-либо трагедии. Чаще всего есть цепь событий, которая вызывает то или иное происшествие. И это применимо не только к авиации. 

Есть такой интересный цикл сериалов у "National geografic", в котором расследуют все крупнейшие авиакатастрофы, произошедшие в мире. Так вот, причиной большинства из них, как показывает практика, является человеческий фактор. Посмотрите, если интересуетесь этой тематикой, там много сезонов. Некоторые из этих фильмов мы разбирали в школе авиации. Не реклама, личная рекомендация.

Если есть вопросы или что сказать, жду вас в комментариях. 

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал здесь. Будет много интересного. 

*Все фотографии в данной статье за неимением иной подписи из открытых источников интернета.

Ваша бывшая стюардесса- нынешняя эмигрантка😉