Найти тему

Как невезучий американский фрегат встретился с советской миной

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Не многие технологии 19-го века могут быть использованы в современных боевых действиях, но контактная морская мина и её смертоносная простота, по-прежнему представляют собой реальную угрозу для кораблей.

На четвёртый год Ирано-иракской войны (1980-88 г.г.) стороны были вынуждены перейти от крупномасштабных боевых действий к войне на истощение. Иракские ВВС стали наносить удары по танкерам идущим из вражеских портов. Так, за 1984 г. самолётам удалось поразить 45 судов, из них 14 потопить или повредить без возможности восстановления.

В ответ иранские силы попытались полностью заблокировать Ормузский пролив для транспортировки иракской нефти. На побережье были установлены батареи противокорабельных ракет, в Персидском заливе начали активно действовать патрульные катера КСИР, имели место атаки иранских фрегатов на иностранные танкеры. За время боевых действий иранцы вывалили у побережья Кувейта, Бахрейна и в нейтральных водах Ормузского пролива от 500 до 700 морских мин. В итоге, проводкой танкерных конвоев и тралением транспортных путей были вынуждены заниматься корабли многонациональных сил под эгидой США.

Иранский минный заградитель «Иран Эджр». Изначально был построен на японских верфях как десантный корабль. Длина 53,85 м, ширина 10,81 м, полное водоизмещение 2274 тонн, скорость 11 узлов (20 км/ч), вооружение 2 пулемёта ДШК (12,7 мм), экипаж 30 человек. Фото из открытых источников.
Иранский минный заградитель «Иран Эджр». Изначально был построен на японских верфях как десантный корабль. Длина 53,85 м, ширина 10,81 м, полное водоизмещение 2274 тонн, скорость 11 узлов (20 км/ч), вооружение 2 пулемёта ДШК (12,7 мм), экипаж 30 человек. Фото из открытых источников.

21 сентября 1987 г. американский патрульный самолёт обнаружил в Персидском заливе иранское судно «Иран Эджр» («Iran Ajr») – бывший десантный корабль, спешно переоборудованный в минный заградитель. Авиаторы сообщили, что с корабля сбрасывают предметы, похожие на морские мины. Командующий ВВС США в Персидском заливе отдал приказ прекратить минирование. Вскоре над иранским кораблём появились боевые вертолёты с «морскими котиками» на борту. Шквальным огнём американцы разогнали экипаж: несколько человек было убито, остальные просто попрыгали вводу. Абордажная группа высадилась на корабль и подтвердила наличие мин на борту, выжившие иранцы были задержаны. Спустя несколько дней минный заградитель «Иран Эджр» был отогнан в нейтральные воды и затоплен.

Примечательно, что иранцы использовали советские гальвано-ударные якорные мины «тип 1908/39», стоявшие на вооружении ВМФ СССР с 1941 по 1964 г.г. Мины поставлялись всем друзьям Советского Союза – от Кореи до Кубы, в т.ч. Ирану. По большому счёту, это была реплика архаичной сфероконической морской мины немецкого изобретателя Альберта Герца появившейся в 1870-х годах.

Гальвано-ударная якорная мина «тип 1908/39». Мощно, надёжно и недорого. Фото из открытых источников.
Гальвано-ударная якорная мина «тип 1908/39». Мощно, надёжно и недорого. Фото из открытых источников.

Мина имела пять гальванических свинцовых колпаков («рогов»), выступающих по периметру корпуса. Каждый колпак содержал в себе сухую угольно-цинковую батарею с электролитом в стеклянной ампуле («склянке»). При ударе о корабль свинцовый колпак сминался, «склянка» разбивалась и электролит, проливаясь, активировал батарею. Поставленная на боевой взвод мина представляла опасность для кораблей в течение многих лет. В качестве взрывчатого вещества использовался заряд тротила – 115 кг. Мина размещалась на четырехколесной тележке, что позволяло легко перемещать ее по рельсовым направляющим установленным на палубе.

Американский фрегат «Сэмюэл Б. Робертс». Длина 138 м, ширина 14 м. Полное водоизмещение 4200 тонн. Скорость 29 узлов (54 км/ч). Дальность плавания 9300 км экономическим ходом. Экипаж 15 офицеров, 190 матросов, плюс 21 человек авиагруппа. Вооружение: 76-мм орудие OTO Melara, комплекс противокорабельных ракет "Гарпун", 2 трёхтрубных 324-мм торпедных аппарата, установка "Вулкан", 4 пулемёта (12,7 мм), 2 вертолёта SH-60. Фото из открытых источников.
Американский фрегат «Сэмюэл Б. Робертс». Длина 138 м, ширина 14 м. Полное водоизмещение 4200 тонн. Скорость 29 узлов (54 км/ч). Дальность плавания 9300 км экономическим ходом. Экипаж 15 офицеров, 190 матросов, плюс 21 человек авиагруппа. Вооружение: 76-мм орудие OTO Melara, комплекс противокорабельных ракет "Гарпун", 2 трёхтрубных 324-мм торпедных аппарата, установка "Вулкан", 4 пулемёта (12,7 мм), 2 вертолёта SH-60. Фото из открытых источников.

Вечером 14 апреля 1988 г. американский фрегат «Сэмюэл Б. Робертс» (USS «Samuel B. Roberts» (FFG-58)) двигался по центральной части Персидского залива. Новенький корабль был введён в строй в апреле 1986 г. и участие в проводке кувейтских танкеров было фактически боевым крещением экипажа. В районе, который фрегат благополучно пересёк несколько дней назад, сигнально-наблюдательная вахта вовремя обнаружила небольшую минную банку, сорванную штормом с якорей. «Сэмюэл Б. Робертс» попытался отработать назад, но, в ходе осуществления маневра, фрегат навалился на одну из мин левым бортом.

Взрывом на уровне конструктивной ватерлинии пробило почти 6-метровую дыру. 10 человек экипажа получили контузии, ранения и пострадали от ожогов. Погибших не было. Внутрь корпуса хлынула вода, которая быстро затопила машинное отделение и привела к выходу из строя энергетики. Две газовые турбины оказались сорваны с постаментов. В результате подрыва мины повело продольный набор фрегата, возникли серьёзные опасения насчёт разлома корпуса. Аварийные группы боролись с огнём и поступающей водой более пяти часов и смогли спасти корабль. На всякий случай моряки натянули тросы вдоль треснувшей надстройки, чтобы хоть как-то её стабилизировать.

Когда американские водолазы занялись обезвреживанием мин, вскрылись интересные подробности. Оказалось, что серийные номера мин закрывают пробелы в последовательности номеров на минах, захваченных в сентябре прошлого года на борту «Иран Эджр».

В дальнейшем «Сэмюэл Б. Робертс» был отбуксирован на ближайшую военно-морскую базу США. 27 июня 1988 г. фрегат подняли на голландское специальное полупогружное судно «Могучий слуга 2» («Mighty Servant 2») и отправили в г. Ньюпорт (США). Операция по транспортировке обошлась американскому бюджету в 1,3 млн долларов. Наконец 6 октября 1988 г. фрегат прибыл на судостроительную верфь Bath Iron Works в Портленде (штат Мэн).

Проведённые ремонтные работы, по американским меркам, считаются довольно уникальными. Машинное отделение было вырезано из корпуса, а на его место был поднят и приварен новый 315-тонный сменный модуль. Полный ремонт фрегата обошёлся налогоплательщикам в 89,5 млн. долларов, что составило примерно половину от общей стоимости постройки боевой единицы. Что касается мины, которая едва не потопила «Сэмюэл Б. Робертс», то её стоимость оценивается в 1500 долларов.

Это уже следующая война. Техник по обезвреживанию взрывоопасных боеприпасов осматривает иракскую контактную мину, которую выбросило на берег в кувейтском порту Аш-Шуайба во время войны в Персидском заливе в 1991 году. Обратите внимание на рога. Фото из открытых источников.
Это уже следующая война. Техник по обезвреживанию взрывоопасных боеприпасов осматривает иракскую контактную мину, которую выбросило на берег в кувейтском порту Аш-Шуайба во время войны в Персидском заливе в 1991 году. Обратите внимание на рога. Фото из открытых источников.

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь и оставайтесь на связи, будет ещё много интересного.

Любители лёгкого чтения загляните на канал ТыжИсторик , где вас развлечёт весёлыми изысканиями коллектив народных историков.