Найти тему
Самокатус

Любавичи — частичка Речи Посполитой в смоленских лесах. Хасидская община, виленское барокко и граница с Беларусью

Оглавление

Иерусалим, Мекка, Варанаси — эти религиозные центры известны всему миру, их посещают миллионы паломников. Между тем в России, в Смоленских лесах скрывается небольшая и мало кому известная деревня, которая вполне может претендовать на похожий статус.

Деревня Любавичи Руднянского района Смоленской области (не перепутайте, в Монастырщинском районе есть еще одни Любавичи) — родина малочисленного, но очень влиятельного религиозного течения ортодоксального иудаизма — Любавического Хабада. Это любопытный пример бывшего типичного еврейского местечка, которых в России больше нигде и не осталось.

Местечко — один из типов населенных пунктов, известный со времен Российской империи, часто со значительной долей еврейского населения. У некоторых поселений в России до сих пор сохранился статус «местечек», но евреи в них уже не живут. В Любавичах евреи не живут после трагедии Второй мировой. Но здесь все же сохранилось еврейское наследие, которое последние годы активно возрождает различные еврейские организации. А еще сохранился храм времен Речи Посполитой в стиле виленское барокко.

Автор статьи Дима Денисенко много путешествует по миру и России. И особенно любит места, которые не покрылись туристическим глянцем и представляют из себя ценность с точки зрения этнографии, истории или выделяются чем-то другим. На фоне стремительной урбанизации некоторые небольшие поселения все еще сохраняют особую атмосферу, которая позволяет попасть в совсем иные миры, не выезжая за пределы России. Сегодня едем в Любавичи: узнавать про Хабад — одно из самых колоритных течений в иудаизме и смотреть на уникальный храм в стиле виленское барокко — таких в России всего два.

Что это за деревня

Местечко Любавичи впервые упоминается в 1521 году. Это было типичное поселение Польско-литовского государства, где жили как православные, так и иудеи. Речь Посполитая была лояльна к евреям, и они составляли около 10% населения — от 750 тысяч до 1,2 миллионов в разные годы (75 % от всех евреев мира).

В 1772 году, после первого раздела Речи Посполитой, Любавичи, как и вся Восточная Беларусь, отошли к Российской империи. Огромное число евреев стали подданными России. Они стали мощно конкурировать с местными купцами. Очень скоро под давлением русской торговой элиты императрица Екатерина II в 1791 году установила «черту оседлости» — символическую линию, за пределами которой запрещалось селиться иудеям. Она фактически совпадала с бывшей границей России и Речи Посполитой, поэтому новоиспеченные подданные Российской империи иудейской веры продолжали жить в своих местечках, не имея возможности мигрировать.

После революции 1917 года черту оседлости отменили. В 1919 году из-за новых административно-территориальных изменений Любавичи стали частью Смоленской губернии РСФСР. Так всегда тесно связанное с Беларусью село оказалось на территории современной России. Именно Любавичи стали родиной одного из самых влиятельных течений в иудаизме — Любавического Хабада.

Любавичи стали частью Смоленской губернии РСФСР в 1919 — тесно связанное с Беларусью село оказалось на территории современной России. На фото: рынок в Любавичах, 1930 год
Любавичи стали частью Смоленской губернии РСФСР в 1919 — тесно связанное с Беларусью село оказалось на территории современной России. На фото: рынок в Любавичах, 1930 год

Что такое иудаизм и какие бывают течения

Иудаизм — максимально децентрализованная религия. Какой-либо единой или хотя бы доминирующей организации не существует. Иудаизм подразделяется на разные течения — ортодоксальный, реформистский, консервативный и реконструктивистский. Которые, в свою очередь, делятся по направлениям. Например, в ортодоксальное течение входят литовский иудаизм, хасидизм, модернизм и религиозный сионизм. В свою очередь хасидизм подразделяется на «дворы».

Зафиксируем: иудаизм — течения (например, ортодоксальный) — направления (хасидизм) — «дворы» (Любавический Хабад).

Дворы формировались как группы последователей определенного ребе (духовный глава в хасидизме). А название получали по месту, где находилась резиденция (двор) ребе. Несмотря на малочисленность евреев (14,5 миллионов человек), они образовали десятки вероучений и толкований — от почти светских (например, Гуманистический иудаизм) до ультрарадикальных и экзотических даже по еврейским меркам. Например, община Нетуре́й ка́рта является противником Государства Израиль и даже поддерживает арабов в борьбе с ним.

Хасидизмом называют ортодоксальные течения, возникшие в Восточной Европе в 18 веке. Хабад («мудрость», «понимание», «знание» с иврита) — самое известное учение в хасидизме, своеобразном иудейском протестантизме. Хабад пересмотрел традиционные взгляды евреев на веру. Акцент был смещен на личное эмоциональное восприятие Бога, положительные эмоции от изучения Торы, при этом возросла роль ребе. Хасиды — это те самые странно одетые люди в длинных черных сюртуках, шляпах или соболиных круглых шапках, которые периодически мелькают в новостях про ортодоксальных иудеев. Несмотря на столь солидные и одновременно странные наряды, они любят поплясать, выпить в праздники или поразбивать светофоры, которые некошерно работают в шаббат.

Любавичи — родина крупнейшего хасидского течения

Любавичи стали центром хасидизма в 1813 году, когда сюда переехал ребе Дов-Бер — сын и ученик основателя Хабада Шнеур-Залмана. Таким образом, Хабад более чем на 100 лет оказался связан с Любавичами, что отразилось на его названии. Община уже больше века как покинула Любавичи, но и по сей день, имея штаб-квартиру в Бруклине (США), называется Любавический Хабад. Ребе из Любавичей пользовались огромным авторитетом в иудейском мире. Евреи стремились попасть на прием в любавическому духовному главе, чтобы получить совет, благословение, найти выход из сложной жизненной ситуации. Именно местный ребе решил, кто будет первым раввином священного города Хеврон, куда в 1810 году после перерыва в 2500 лет вернулась еврейская община.

Как и большинство хасидских организаций, Хабад сконцентрирован вокруг фигуры ребе, единоличного главы двора или «династии». Все ребе Хабада принадлежат к одному и тому же роду, передавая титул по наследству прямым потомкам или другим членам семьи. Последний ребе Хабада Менахем-Мендл Шнеерсон умер в Нью-Йорке в 1994 году. Его авторитет был настолько велик, что Хабад до сих пор не назначил достойного преемника. Многие хасиды считают последнего ребе мессией и отказываются верить в его смерть.

Американский президент Рональд Рейган получает менору от организации «Американские друзья Любавича», Белый дом, 1984 год
Американский президент Рональд Рейган получает менору от организации «Американские друзья Любавича», Белый дом, 1984 год

Основным заработком евреев Любавичей было предоставление ночлега и питания многочисленным паломникам, прибывающим сюда с целью приобщиться к мудрости местных ребе. Ведь чуть ли не главным событием в жизни хасида являлась (и является сейчас) поездка к ребе, в том числе к его оэлю (склепу). Впрочем, не все лидеры общины отличались благообразием. Сохранились, например, воспоминания 1882 года о ребе Шмуйле Шнеерсоне, которые к тому же дают представление о благосостоянии любавических ребе.

«Шмуйла Шнеерсон не ходит постоянно под белым покрывалом, как это делал его отец, наружностью не походит на глубокого мистика, держит карету, прекрасных лошадей, имеет погреб с отличными старыми винами и вообще живет очень хорошо. Он ежегодно ездит за границу <…>, владеет крупным капиталом и ведет биржевые обороты в Петербурге, Москве, Париже и Амстердаме».

Еврейская жизнь в Любавичах постепенно затихала с 1915 года, когда двор ребе Шолом-Дов-Бер Шнеерсона во время Первой мировой войны был вынужден переехать в Ростов-на-Дону. До 1940 года ребе сменил множество прописок (Москва, Ленинград, Рига, Варшава), пока не осел в нью-йоркском Бруклине. Там, где находится двор — там центр Хабада. В 1941 году немецкие войска вошли в Любавичи. Чуть больше половины местных евреев успело эвакуироваться на восток. Оставшихся 483 еврея расстреляли 4 ноября 1941 года. Так закончилось еврейское местечко Любавичи.

Часть евреев покинули Любавичи перед тем, как в 1941 году немецкие войска вошли в деревню. Оставшиеся 483 еврея были расстреляны
Часть евреев покинули Любавичи перед тем, как в 1941 году немецкие войска вошли в деревню. Оставшиеся 483 еврея были расстреляны

Любавический Хабад в Бруклине

Штаб-квартира Хабада в Бруклине (770 Eastern Parkway) стала своеобразным символом организации. На амазоне продают футболки «Seven70», а на ибэе можно купить маленькую реплику главного офиса Хабада. Больше того — это здание полностью скопировано и построено во множестве городов мира, где есть еврейские общины — от Милана до Сан-Паулу, на всех континентах, кроме Антарктиды. Есть реплики Seven Seventy в России (Раменское) и Украине (Каменское и Гадяч).

Совместное фото представителей Любавического Хабада у штаб-квартиры в Бруклине
Совместное фото представителей Любавического Хабада у штаб-квартиры в Бруклине

Для понимания, насколько влиятельна организация Любавический Хабад, достаточно почитать новости. Например, в 2012 году Хабад купил себе под очередной офис здание в центре Манхэттена за 42 миллиона долларов. Количество своих центров в студенческих кампусах он увеличил с 36 в 2000 году до 258, активно занимаясь миссионерской работой. Все это вызывает сильное раздражение у антисемитов. Примером может служить последний в истории еврейский погром 1991 года в Бруклине. Одна из машин кортежа любавического ребе Менахема-Мендла Шнеерсона сбила двух детей иммигрантов из Гайаны, один из которых погиб. В течение трех дней черное население Бруклина избивало хасидов, крушило и грабило их квартиры и магазины.

В России Хабад тоже самая уважаемая иудейская организация. Две из трех синагог в Москве напрямую связаны с Хабадом, а главный раввин России — любавический хасид.

Президент России Владимир Путин с главным раввином России Берлом Лазаром и президентом Федерации еврейских общин Александром Бородой
Президент России Владимир Путин с главным раввином России Берлом Лазаром и президентом Федерации еврейских общин Александром Бородой

Еврейское наследие в Любавичах сегодня

Первое, чем встречают Любавичи — немного нелепый, но милый билборд с приветствием на трех языках (русском, английском и иврите) — «Добро пожаловать в исторический поселок Любавичи». И аллюзией на картину Залмана Кляйнмана «Поездка из Чаславича в Любавичи», на которой пьяного крестьянина и деревенские дома заменили на нарисованные Любавичи. Становится понятно, что еврейские паломники здесь не редкость.

На въезде в Любавичи висит билборд с приветствием на трех языках — русском, английском и иврите
На въезде в Любавичи висит билборд с приветствием на трех языках — русском, английском и иврите

Сразу на въезде в деревню находится большой огороженный участок с железными воротами с надписью на тех же трех языках — «Двор династии Шнеерсонов Любавических ребе». За закрытым забором — только что возведенная религиозная школа (иешива) и несколько хозяйственных построек. Стройка Двора Шнеерсонов еще в полном разгаре, скоро должны закончить и большую синагогу. Все здания строят из дерева, и они мало чем отличаются от обычных деревенских изб — все как и было во времена расцвета еврейских Любавичей.

Возрождение еврейского наследия в Любавичах началось в начале 2000-х годов, когда сюда на могилы ребе стали приезжать первые паломники. Причем многие — из нынешнего центра Любавического хасидизма, Нью-Йорка. Еще недавно кладбище было почти полностью разорено, но за последние годы на нем навели порядок: проложили тропинки, избавились от сорняков и восстановили могилы. Многими могильными камнями были вымощены окрестные дороги и укреплены фундаменты домов, и их вернули на кладбище. А над главными оэлями установили навесы, как это принято в хасидской традиции.

Сейчас кладбище выглядит очень умиротворяюще и необычно. Множество старых надгробий с неизвестными надписями на иврите странным образом сочетаются с изящными русскими березками. И среди всего этого великолепия пасутся несколько красивых лошадей, которые спокойно пощипывают травку между старинных могил.

Раньше в Любавичах могильными камнями мостили дороги и укрепляли фундаменты домов, но сейчас камни вернули на кладбище
Раньше в Любавичах могильными камнями мостили дороги и укрепляли фундаменты домов, но сейчас камни вернули на кладбище

Со временем количество паломников выросло, и для них начали организовывать инфраструктуру. Построили несколько коттеджей для приезжих хасидов, микву — купальню для ритуальных омовений у реки Березина и восстановили синагогу, она же Дом Шнеерсона. Две центральные улицы Любавичей переименовали в Шнеерсона и Хабадскую.

Печальное напоминание о старых Любавичах расположено на южном выезде из села. Это мемориал памяти 483 евреев, расстрелянных нацистами в 1941 году. Дорожка к мемориалу — аналог знаменитой Аллеи праведников народов мира в Израиле. Вдоль нее увековечены неевреи, помогавшие евреям во время Холокоста. Сам мемориал совсем не пафосный и расположен в центре небольшой тихой рощи. Хорошее место для того, чтобы подумать о вечном.

Во время своей поездки в Любавичи я встретил только одного еврея. Он поддерживал все хозяйство в периоды между приездами паломников и образовательных групп. Хранитель в характерной хасидской одежде хотел показать несколько закрытых мест, но узнав, что я не еврей, быстро потерял ко мне интерес. Неевреям проводят экскурсии в составе группы и за деньги. Так что при поездке в Любавичи стоит учитывать и такой нюанс. И, возможно, лучше приезжать во время крупных праздников, когда в Любавичах наверняка будут и паломники (календарь праздников на этот год). Например, в Рош ха-Шана (еврейский Новый год) и Йом-Кипур. Тогда можно будет полнее соприкоснуться с хасидизмом и увидеть еврейские традиции вживую.

Для приезжающих паломников в Любавичах восстановили синагогу, она же дом Шнеерсона
Для приезжающих паломников в Любавичах восстановили синагогу, она же дом Шнеерсона

Виленское барокко

В России не так много населенных пунктов с ярким историческим наследием наших соседей. Это шведско-финский Выборг, прусский Кенигсберг или персидский Дербент. А вот польского-литовского наследия в России почти нет — список ограничивается небольшим городком Себеж в Псковской области и селом Любавичи.

Именно в них находятся единственные образцы виленского барокко в России. Виленское — от города Вильно: так раньше в России называли столицу Литвы Вильнюс. Большинство шедевров виленского барокко сосредоточены на бывшей литовской половине Речи Посполитой, в том числе на востоке Беларуси. Любавичи до первого раздела польско-литовского государства в 1772 году входили в Витебское воеводство, и примерно в середине 18 века в уже немаленьком местечке Любавичи построили крупный униатский костел.

Успенская церковь построена в форме трехнефной базилики, что не характерно для православных храмов: изначально это был униатский костел и только в 19 веке его передали православной церкви
Успенская церковь построена в форме трехнефной базилики, что не характерно для православных храмов: изначально это был униатский костел и только в 19 веке его передали православной церкви

Если собор в Себеже неоднократно перестраивали, добавляя элементы других стилей, то церковь Успения Пресвятой Богородицы в Любавичах сохранила все характерные черты виленского стиля. Сейчас внушительная громада храма, бывшая когда-то самым восточным униатским костелом, напоминает о былом величии Речи Посполитой. Собор еще в 19 веке передали православной церкви. Успенская церковь построена в форме трехнефной базилики (неф — одно из пространств в главном зале, отделенное от других колоннами), что не характерно для православных храмов, которые обычно представляют собой крестово-купольную конструкцию.

Две башни-колокольни на главном фасаде бывшего костела и его плавные линии тоже придают собору нездешний облик и колорит. Сейчас церковь находится в довольно удручающем состоянии и требует реставрации. Шикарная ограда разваливается, крыша боковых нефов провалилась, а стены давно не видели свежей штукатурки.

Успенскую церковь открывают только во время служб. Вскоре я нашел дом местного священника, но он оказался несколько недружелюбен и отказался открыть вверенный ему храм, сославшись на усталость. Поэтому для посещения церкви лучше подгадать время, когда в ней проходит служба.

Сейчас Успенская церковь находится в довольно удручающем состоянии и требует реставрации. Попасть внутрь можно только во время церковных служб
Сейчас Успенская церковь находится в довольно удручающем состоянии и требует реставрации. Попасть внутрь можно только во время церковных служб

Граница с Беларусью

Любавичи всегда были неразрывно связаны с Беларусью, ее историей, языком и культурой. Граница совсем рядом — всего восемь километров по прямой. Близость Беларуси ощущается во всем — от речи жителей до табличек, предупреждающих о наличии границы. Местное наречие произношением напоминает белорусское: житель деревни, «якый» (который) сидел рядом со мной на остановке, рассказывал соседу, как «купыу маркоуку» и «налиуку у двадцать градусоу».

Из-за пандемии связь местных жителей с Беларусью ослабла. До пандемии россияне и беларусы могли пересекать границу в любом месте, не отмечаясь у пограничников. Сейчас наземные границы России на въезд иностранцев и выезд россиян закрыты. Для пересечения должна быть веская причина типа болезни или смерти родственников. Поэтому количество нелегальных переходов границы со стороны Беларуси резко возросло.

Любавичи расположены рядом с Беларусью — всего восемь километров по прямой
Любавичи расположены рядом с Беларусью — всего восемь километров по прямой

Беларусы, ищущие работу в России, вынуждены переходить границу по лесам. Местные жители из Любавичей рассказывали, что сейчас российские пограничники усилили патрулирование границы и часто ловят нелегально пересекающих границу. Иногда о них сообщают и сами жители приграничных деревень.

Спустя три часа похода по зарослям, глубоким лужам и густому лесу я стоял у границы России и Беларуси. Непосредственно на линии границы было обширное болото, преодолеть которое без должной подготовки почти невозможно. Хотя при наличии высоких рыбацких сапог и хорошей жерди можно перейти и его. Никаких патрулей на моем пути не встретилось, но повторять такой поход, по крайней мере сейчас, не стоит. Если вас заметят российские пограничники, у них точно возникнут вопросы.

Остается надеяться, что культурная связь Любавичей с их исторической родиной не оборвется и жители села по-прежнему будут разговаривать на необычном пограничном диалекте и ходить пешком к своим соседям из Беларуси.

Любавическое наречие произношением напоминает белорусский язык — сказывается близость деревни к границе
Любавическое наречие произношением напоминает белорусский язык — сказывается близость деревни к границе

Как добраться и где переночевать

Добраться в Любавичи проще всего через Смоленск и районный центр Смоленской области Рудню. Из Смоленска до Рудни ходят десяток автобусов в день и две электрички. В пути — около полутора часов, билет будет стоить 150 рублей. Дальше до Любавичей проще всего доехать на такси, которое обойдется не дороже 300 рублей. Поездка в Любавичи — это еще и отличный повод погулять пару дней по Смоленску.

Любавичи легко осмотреть за световой день, но чтобы проникнуться духом места, можно переночевать в паломническом центре. Комната будет стоить 2000 рублей в сутки. В Рудне также есть отель с интересным названием «Парадокс».

Переночевать в Любавичах можно в паломническом центре — комната в нем стоит 2000 рублей в сутки
Переночевать в Любавичах можно в паломническом центре — комната в нем стоит 2000 рублей в сутки

Удивительно, как крошечные Любавичи еще не стали популярным направлением у туристов, посещающих Смоленск. Многие едут в усадьбу Флёново, Вязьму или Катынь. Но уникальное местечко с еврейским наследием Речи Посполитой, случайно сохранившееся в границах России, остается почти неизвестным. И если память о великих Любавических ребе возрождается прямо у нас на глазах, то уникальная церковь в стиле виленского барокко может не дожить до реставрации.

Автор путеводителя и фото: Дима Денисенко

-14

Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Фейсбук, Яндекс.Дзен, Инстаграм.

Источники:

  • В. Г. Востриков, Н. Г. Вострикова — «Любавичи. История, тайны, реальность», Смоленск, 2012 год.
  • А. Дембовецкий — «Опыт описания Могилевской губернии», 1882 год.
  • George Sanford — Historical Dictionary of Poland, Оксфорд, 2003 год.
  • Charles A. Frazee — World History the Easy Way, 1997 год.