Найти в Дзене
Дневник логиста

Шли, шли - и дошли! Электронные транспортные накладные (ЭТрН)

Оглавление

Ежегодно Минтранс нас радует нововведениями. И 2022 год не исключение - с 1 января все участники грузоперевозок смогут оформлять транспортные накладные в цифровом формате. Для этого необходимо подключиться к ГИС ЭПД (государственной информационной системе электронных перевозочных документов).

Седьмой пункт второго раздела постановления №2200 от 21.12.2020 теперь звучит следующим образом: "Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, грузоотправителем по форме согласно приложению №4 на бумажном носителе или в виде электронной транспортной накладной"

Зачем нужны электронные транспортные накладные?

В 2020 Минтрансом был проведен эксперимент по переходу на электронный документооборот в сфере перевозок. Для работы с электронными документами был создан прототип единой государственной информационной системы — ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Эксперимент показал свою эффективность и Минтранс инициировал масштабный переход на ЭДО для всех участников грузоперевозок.

Переход на ЭДО в сфере перевозок повысить безопасность дорожного движения за счет цифровизации предрейсового контроля технического состояния транспортного средства и медосмотра водителя. При этом перевод на «цифру» почти 3 млрд первичных документов, ежегодно оформляемых перевозчиками, сократит издержки бизнеса, ускорит и упростит прохождение контрольно-надзорных процедур.

Как будет происходить оформление электронной транспортной накладной?

Алгоритм достаточно простой и мало чем отличается от обычного оформления: грузоотправитель оформляет ЭТрН на платформе ЭДО, подписывает лицом, уполномоченным за отгрузку товара (например, кладовщиком) и отправляет перевозчику и грузополучателю. Водитель подписывает через мобильное приложение ЭТрН при приеме и сдаче груза простой электронной подписью (ПЭП). Грузополучатель при приёме груза ставит свою подпись и возвращает документ грузоотправителю и перевозчику. ГП и перевозчик ставят свои КЭП, на чем и заканчивается документооборот.

Схема ведения ЭДО
Схема ведения ЭДО

В общем и целом - процесс такой же, как и при бумажном оформлении. Но по времени это действительно огромная экономия. А как известно - время это деньги. Увеличение скорости передачи документов позволит повысить скорость взаиморасчетов и минимизировать ошибки в документации.

ЭТрН - для кого нужно? Плюсы и минусы

Исходя из Постановления №2200 на текущий момент для всех юр.лиц, участвующих в грузоперевозках, предоставлен выбор - остаться на бумажном оформлении или перейти на ЭДО.

Но с 2023 года планируется полный переход на ЭДО. Поэтому отвертеться вряд ли получится. Минусы перехода на электронный документооборот очевидны - это увеличение операционных издержек на обслуживание операторов и ПО, и, конечно же, повышение прозрачности перед контролирующими органами.

Есть и плюсы: скорость обмена, контроля и поиска документов, быстрая передача в налоговые органы и расчет НДС.

Итоги

Электронные транспортные накладные уже применяются на практике и охватывают 100 % железнодорожных перевозок на территории РФ. Такой опыт должен значительно облегчить процесс внедрения ЭТрН в автомобильные грузоперевозки, так как можно использовать полученную на смежном рынке экспертизу.

Сама идея перехода на "цифру" в документационном обеспечении перевозок достаточно логичная. Но любое нововведение имеет риск возникновения сопутствующих проблем. Например, каким образом сотрудники ГИБДД будут проверять оригинальность электронных подписей? Скорее всего, водителю придется иметь транспортную на бумажном носителе с собой. Или, например, что делать, если у водителя нет смартфона? Это сложно представить, но такие люди еще существуют. Научить их пользоваться смартфоном, а тем более работать в системе ЭДО - задача нетривиальная. Значит опять возвращаемся к бумаге.

Вспомнился анекдот: Однажды пришли мыши к сове: — Мудрая сова, помоги! Все нас едят. Скоро нас не останется. Что делать ? Подумала сова и говорит: — Мыши! Станьте ежами! Будете колючими и для охотников недоступны. Побежали мыши радостно: — Станем ежами! Станем ежами! Вдруг одна остановилась: — А кто-нибудь знает: как стать ежами? Никто. Побежали обратно к сове. — Сова! А как нам стать ежами? — Мыши!Я не занимаюсь такой ерундой, я стратегию вырабатываю.

Крупные ритейлеры и перевозчики с переходом на ЭДО лишь облегченно выдохнут. А что делать малому бизнесу? Для них любые дополнительные расходы - это затягивание поясов. Ведь у разных компаний может быть свой оператор ЭДО, а настройка синхронизации стоит денег. Хотелось бы, чтобы Минтранс обратил внимание на этот фактор, и, возможно, централизовал операторскую деятельность, сформировав корректную ценовую политику для разного масштаба бизнеса.