Найти тему
Без музыки совсем не то

«John Lennon/Plastic Ono Band», 1970 г. – дебютный альбом великого «битла», самый прочувствованный из всех его творений

До 1970 года Джон Леннон записал всего две песни, которые вышли на синглах, и еще три альбома, которые к музыке никакого отношения не имели. Однако летом 1970-го он, наконец, приступил к созданию полноформатной пластинки, с помощью Ринго Старра и Клауса Вурманна осенью ее записал, и сегодня альбом «John Lennon/Plastic Ono Band» считается чуть ли не лучшим во всей дискографии музыканта.

Альбом "John Lennon/Plastic Ono Band", 1970 г.
Альбом "John Lennon/Plastic Ono Band", 1970 г.

Джон Леннон за первые 11 лет своей сольной деятельности, или, если угодно, за последние 11 лет своей жизни, записал 7 студийных альбомов и 3 концертных пластинки. Последняя из них, правда, вышла уже в 80-х, тем не менее, на виниле их было именно три.

Конечно, концертные альбомы Леннона заслуживают рассмотрения, но все же они сильно отличались от той музыки, которую знаменитый «битл» демонстрировал на студийных пластинках. И все эти студийные пластинки, в принципе, по крайней мере, до 1975 года, друг от друга по качеству не сильно отличались – все они были сделаны в одинаковой тональности, и, в отличие от того же Маккартни или Харрисона с Ринго Старом, не демонстрировали большого стилевого спектра.

Американский вариант альбома "John Lennon/Plastic Ono Band", 1970 г., в принципе, ничем не отличается от английского, кроме лейбла с яблоком
Американский вариант альбома "John Lennon/Plastic Ono Band", 1970 г., в принципе, ничем не отличается от английского, кроме лейбла с яблоком

Исключение составляет только последний альбом 1980 года, но там уж Джону Леннону пришлось следовать изменениям музыкальной моды, поэтому «Double Fantasy» можно считать новым этапом музыкальной карьеры Леннона, жаль только что этот многообещающий этап так трагически прервался.

Итак, еще во время развала The Beatles Джон Леннон стал думать о своей сольной музыкальной карьере, хотя и выпустил уже целых три авангардных, но совершенно не музыкальных альбома. Однако вместе с этим все же были записаны и две довольно неплохие песни – «Give Peace a Chance» и «Cold Turkey», они вышли в 1969 году на синглах. Пора было подумать и о большой пластинке.

Лейблы английской виниловой пластинки с двух сторон, внизу - фрагмент с составом аккомпаниаторов, размещенный на внутренней вкладке
Лейблы английской виниловой пластинки с двух сторон, внизу - фрагмент с составом аккомпаниаторов, размещенный на внутренней вкладке

Однако в этот период Джон Леннон был так занят всякими антивоенными акциями и протестами, что засесть в студию надолго у него не получалось. В итоге вся эта суматоха привела к психологическому кризису, из которого музыкант, да и Йоко Оно вместе с ним, выходил долго и трудно, но зато когда его вылечили, то тут и появился шанс пустить всю не растраченную еще энергию в творческое русло.

К тому времени у Леннона уже был аккомпанирующий состав – Ринго Старр на барабанах, Клаус Вурманн (или Форман?) на бас-гитаре (это тот, который нарисовал обложку к альбому The Beatles «Револьвер») и гитарист Эрик Клэптон под общим названием «Plastic Ono Band». Однако к осени 1970-го Клэптон сам был объят демонами, правда, другого свойства, и потому друзья пошли записывать альбом в студию Эбби Роад втроем.

Внутренний конверт дляпластинки
Внутренний конверт дляпластинки

Правда, Джон Леннон записал демо-версии песен к новому альбому еще летом, так что в студии дела пошли споро, и пластинка была записана всего за месяц. Точно известно, что 23 октября все ленты были отправлены на подготовку к выпуску альбома, который под названием «John Lennon/Plastic Ono Band» поступил в продажу 11 декабря того же, 1970-го.

Следует сказать, что одновременно на тех же сессиях и теми же музыкантами были записано и около десятка композиций для первого альбома Йоко Оно, который был выпущен тоже 11 декабря под названием «Yoko Ono/Plastic Ono Band». Однако этот альбом продемонстрировал такую дремучую психоделию, к творчеству Джона Леннона не имевшую никакого отношения, что речь о ней надо вести совсем в другом исследовании.

Альбом "Yoko Ono/Plastic Ono Band", 1970 г.
Альбом "Yoko Ono/Plastic Ono Band", 1970 г.

Добавлю только, что лицевая сторона конверта «Yoko Ono/Plastic Ono Band» копировала лицевую сторону конверта «John Lennon/Plastic Ono Band» за исключением некоторых деталей, например, было несколько изменено расположение тел Йоко и Джона под деревом. Но музыка на обоих дисках была совершенно разная, как небо и земля.

Я услышал дебютник Леннона в начале 80-х, когда после возвращения из армии изучал творчество бывших «битлов» более подробно. До этого я уже слышал «Imagine», который выходил у нас на «Мелодии», и потому мне было с чем сравнить. «Имеджин» мне тогда не совсем понравился, но не потому, что был плох, а потому что я тогда вовсю заслушивался сольниками Маккартни, и Леннон мне показался каким-то суховатым и даже черствоватым.

Российские выпуски альбома "John Lennon/Plastic Ono Band" на лейбле "АнТроп", 1993 г. Показаны два основных цветовых варианта конверта
Российские выпуски альбома "John Lennon/Plastic Ono Band" на лейбле "АнТроп", 1993 г. Показаны два основных цветовых варианта конверта

Но «John Lennon/Plastic Ono Band» произвел на меня совсем другое впечатление. Он был гораздо более целеустремленным и даже хард-роковым. Нельзя сказать, что «Imagine» не содержал хард-роковых песен, но там от них веяло такой расслабухой, что не создавалось впечатления чего-то цельного.

Еще один цветовой вариант задней стороны конверта российского выпуска
Еще один цветовой вариант задней стороны конверта российского выпуска

А вот дебютник получился предельно собранным и боевым. Правда, в нем хватало и лирики, которая, конечно же, значительно уступала той лирике, которая была на «Imagine», но вот то, что было записано в харде – превосходило «Imagine» в разы.

Говорят, что на лирическое наполнение дебютного альбома сильно повлияла терапия, которой Джон Леннон подвергался в США до того, как он приступил к написанию новых песен. В принципе, все может быть, я тексты не анализировал, потому что я не учитель английского языка. Но вот по музыке – да, можно сказать, что на творческий гений Леннона что-то действительно повлияло.

Варианты дейблов для российского варианта альбома
Варианты дейблов для российского варианта альбома

Тем не менее, ничего кардинально нового в отличие от последних альбомов «Битлз», на альбоме «John Lennon/Plastic Ono Band» я не нахожу. Леннон и до этого записывал и хардовые песни, и лирику, причем хардовые песни типичны для двух последних битловских альбомов, а почти вся лирика типична, скорее всего, для «Белого альбома» 1968 года.

Ну, давайте разберем альбом по полочкам. На всех песнях Леннон играл и на гитаре, и на фортепиано, кроме тех, которые я отмечу специально.

Сторона 1:

1). Mother (5:29). Прекрасная песня, может и не хит, но тут как раз тот случай, когда простецкую, и даже банальную на первый взгляд, мелодию вытягивает на космические высоты мастерски продуманный и исполненный вокал Джона Леннона.

2). Hold On (1:49). Не скажу, что эта лирическая песня чего-то стоит, разве что как произведение Леннона. Но я заметил, что если перевести ее в диско-ритм, то получилась бы прекрасная, хоть и слишком романтическая танцевалка.

3). I Found Out (3:33). Супер-хит (как для меня). Именно такие песни Леннона я любил всегда, еще до того, как вообще начал врубаться в его творчество. Чем-то созвучна с тоже хардовой «Come Together», а эта битловская песня мне очень нравилась еще со школьных времен.

4). Working Class Hero (3:44). Прекраснейшая акустическая баллада. Считаю, что это и хит, и шедевр, и шлягер в одном флаконе. Композиторский гений Леннона очевиден, хотя, скорее всего, эта мелодия была навеяна ему каким-то древним английским или ирландским народным творчеством.

5). Isolation (2:48). Не знаю, как к этой песне относиться, напоминает мне что-то из творчества Маккартни, только с ленноновским вокалом. Прекрасно смотрелась бы на одном из последних альбомов The Beatles.

Сторона 2:

6). Remember (4:29). Еще один хард-роковый номер под пианино, очень сильно напоминает творчество Electric Light Orchestra середины 70-х. Ну, оно и неудивительно, так как Джефф Линн был огромным почитателем таланта Леннона, он взял от него много разных фишек, а некоторые даже растиражировал по всем альбомам ELO.

7). Love (3:17). Очередная баллада, на этот раз как будто взята с битловского «Белого Альбома» - на том двойнике полно подобных номеров. На фортепиано играет Фил Спектор, один из продюсеров альбома, также он был и продюсером битловского «Let it Be».

8). Well Well Well (5:52). Еще один знаменательный хардяк, практически на грани металла, если бы Леннон добавил на него гитар, а криков в этом номере и так хватает. Мелодия типична для более позднего Леннона, тут «Битлами» даже и не пахнет.

9). Look at Me (2:49). Еще одна акустическая баллада, словно взятая из «Белого альбома».

10). God (4:04). А эта песня сильно напоминает молитву, в принципе она так и называется – «Бог» (или «Господь»). Судя по настроению, это какая-то очень личная тема для Джона Леннона. На фортепиано играет Билли Престон – это тот, кто играл на знаменитой битловской «Get Back».

11). My Mummy's Dead (0:48). Еще одна какая-то личная песня, вернее, что-то вроде репризы для логического завершения альбома.

Бонусы:

12). When a Boy Meets a Girl (3:17). Эту песню Джон Леннон записал еще в июле 1970-го, во время работы над другими песнями к первому альбому, но впоследствии продолжать работу над ней передумал, и в итоге она так никогда не была опубликована до тех времен, когда начались составляться архивные антологии музыканта.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О МУЗЫКАНТАХ THE BEATLES НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Какие альбомы «Битлов» хорошие, какие лучшие, а какие – эпохальные? Мнение рокера, а не битломана

Альбом «Abbey Road» - ударное завершение такой же ударной карьеры The Beatles

«The Beatles In Italy», 1965 г. ~ как итальянцы решили обмануть всех «битломанов», выпустив уникальный альбом группы

Какой альбом Пола Маккартни 70-х годов самый лучший? Все они хороши, но по-разному

Альбом «Wild Life», 1971 г. – неплохой дебют группы Wings, но как творение Пола Маккартни хорош только наполовину