"Любимая женщина механика Гаврилова" — один из моих любимых советских фильмов. Петр Тодоровский сумел очень точно передать множество нюансов поведения влюбленной женщины. (Не только Риты). Весь фильм — о женщинах, о том, как они раскрываются в отношениях с мужчинами.
Рита — сильная, страстная, цельная. В свои не самые весенние 38 лет она встречает мужчину своей мечты — судового механика Гаврилова. Лев сильнее Риты, а значит, что рядом с ним она наконец сможет почувствовать себя женщиной и опереться на его крепкое мужское плечо. Может, для кого-то Гаврилов с его обостренным чувством справедливости — далеко не лучший вариант, но только не для Риты.
Рита, как и все сильные люди, одинока. Как женщине, ей вдвойне тяжелее удерживать высокую планку моральных стандартов: роман с женатым она все же закрутила, хотя, наверняка, ругала себя за это. Но делить постель не тоже самое, что разделять идеалы и смотреть на жизнь схожим образом. Встретив Гаврилова, Рита узнала, что значит быть по-настоящему нужной и любимой.
Она настолько уверена в Гаврилове, что даже не считает нужным представить его дяде и лучшей подруге перед свадьбой: он сразу же занимает центральное место в жизни Риты. Этот роман строится не только на влюбленности и физическом влечении, но и на единомыслии в отношении иерархии моральных ценностей. Рита вполне спокойно воспринимает новость об аресте Гаврилова: подумаешь, два парня попали в больницу, бывает! Главное, что не предал! Предательство для личностей подобных Рите и Льву — смерти подобно.
При этом сама она ведет себя неоднозначно. Осознав, что свадьба не состоится, Рита целый день бесцельно бродит по городу, пытаясь забыться, заглушить боль предательства, в которое отчаянно... не верит. "Гаврилов не такой", — беззвучно кричит она, отчаянно борясь с неумолимым жизненным опытом. Рита знает, что значит быть преданной. Таких, как она предают — она ведь сильная, она справится. 38 лет понадобилось, чтобы обрести мужчину сильнее себя. Неужели ошиблась?
Рита — человек действия. Она не из тех женщин, которым достаточно просто прожить свои эмоции (хотя так было бы лучше). Эта ситуация должна получить логичное завершение. Риту предали — значит, должна предать она. Но она не может, хотя честно пытается. Приходит к Паше, требуя, чтобы он побрился (привыкла уже к своему гладко выбритому Льву), знакомится с самовлюбленным музыкантом Виктором.
Прорвавшись на пароход и не найдя там Гаврилова, она не чувствует себя легче: такие, как Рита не терпят полутонов. Ей нужен однозначный ответ, почему Гаврилов не явился в ЗАГС, как обещал. Она не может просто смириться и жить дальше, не узнав правды. А пока правда неизвестна, в ней яростно борются отчаяние и надежда.
Поведение Риты вызывает вопросы и недоумение, потому что оно нетипично для женщины. Удел женщин — терпеть, подстраиваться, мириться. Рита не такая, она скроена по-другому. Она живет так уже 38 лет и знает, как дорого стоит быть не похожей на других. Цена этого "удовольствия" — одиночество и непонятость. Недаром все близкие Риты всерьез обеспокоены, кто же на самом деле этот неуемный Гаврилов, сумевший очаровать их порывистую подругу. Слишком она непредсказуема, и — ранима и беззащитна вместе с этим.
В глубине души Рита прекрасно понимает это, хотя и не придает значения. Может, привыкла. "Заклятая" подруга Люся с самого начала как бы намекает, что не верит в неземную породу Гаврилова: быстро замечает, что тот еще не прибыл к ЗАГСу. Потом, когда Гаврилов так и не явился, спешно уходит на работу. С одной стороны, Рите надо побыть одной, с другой — как раз сейчас ей крайне необходима поддержка. Но Люся предоставляет подруге, заварившей эту кашу с неземной любовью, выкручиваться самой.
Позже, когда Рита все же приходит к Люсе в парикмахерскую, та придумывает, как поднять подруге настроение. Они наряжаются, накручивают локоны и отправляются гулять на бульвар, ловя восхищенные взгляды мужчин. Люсе достаточно казаться, Рите важно быть. Пока они шагают, гордо вскинув головы, Рита забывает о своей боли. Но как только Люся уходит, тоска возвращается — ведь она по-прежнему не знает ответа на главный вопрос: где же Гаврилов?
А Люся тем временем спешит в контору к своему лысеющему плюгавому мужу, которого нежно целует. Этот прилив нежности — своеобразная благодарность мужу за то, что он — "нормальный", земной, а не героический и — вероятнее всего — мифический, как Гаврилов Риты. Люся хоть и пожурила мужа в начале за отсутствие сильной страсти между ними, вовсе ее не желает. В ее системе ценностей размеренность жизни и посредственность характеров — вовсе не недостаток, в отличие от Риты. Ну а мечтать...мечтать не вредно, но вот толку от этих мечтаний? На самом деле Люся испытывает жалость к подруге, которую, в глубине души считает чудной и непутевой...
Лишенная поддержки и подкошенная исчезновением Гаврилова Рита мечется по сентябрьской Одессе, пытаясь заново обрести веру в людей. Подсознательно она выбирает самый верный способ: дает возможность другим обрести эту самую веру через нее, Риту. Она дарит свое платье беременной невесте, которая боится идти в ЗАГС вовсе не из-за большого живота, а просто от неизвестности и ощущения "неправильности" своего решения. Поддержка незнакомой женщины успокаивает Валю, и она идет расписываться со своим моряком: главное, у ребенка будет отец. Радуется за похитителя чужой невесты Резо, который ради любви решился на отчаянный поступок и которого поддержала его семья. Восстанавливает справедливость, стреляя из рогатки в противную тетку, терроризирующую свою пожилую родственницу. Она даже покупает ненужный ей эмалированный таз — так проявляется в Рите жажда жизни, которая продолжается несмотря ни на что.
И в награду Рита получает-таки своего Гаврилова. Пережив один из самых тяжелых дней своей жизни, не утратив веры в людей и не предав своего любимого, Рита узнает, где же его носило... Их встреча и объяснение без слов через стекло — это не просто встреча влюбленных, это встреча двух одиночеств, которые поучили неопровержимые доказательства взаимной преданности друг друга. Два сильных и вместе с тем ранимых человека обрели наконец опору в жизни и долгожданное счастье.
И дальше у них все будет хорошо, какие бы новые испытания не приготовила им судьба. Иначе быть не может!