Найти тему
Мир

Памятник собакам, оставленным в Антарктиде

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Ездовые собаки были неизменными помощниками н спутниками отважных полярных исследователей, внесших огромный вклад в изучение и освоение Арктики и Антарктики. Знаменитые первооткрыватели — Георгий Седов, Роберт Пири, Руаль Амундсен, Фритьоф Нансен, Роберт Скотт и многие другие не обходились в своих экспедициях без ездовых собак.

С 1827 по 1915 год было снаряжено и отправлено 27 крупных экспедиций к Северному полюсу. И в каждой из них нарты тянули ездовые собаки.

Первым достиг района Северного полюса американ­ский исследователь Роберт Пири. Достижению этой цели он отдал двадцать три года своей жизни. Часто его пресле­довали неудачи, он терял друзей, оставался без средств, страдал от холода и голода. И вот последняя попытка.1 марта 1909 года с мыса Колумбия на севере Канады 19 упряжек экспедиции Пири вышли па океанский лед. А 6 апреля командор, его верный спутник мулат Хенсон и четыре каюра-эскимоса с упряжками собак уже были на Северном полюсе.

Осенью 1911 года норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен, прибывший на «Фраме» к берегам Ан­тарктиды, отправился в поход на юг с четырьмя спутни­ками и несколькими десятками ездовых собак. В середине декабря они достигли Южного полюса, на целый ме­сяц опередив английского исследователя Роберта Скотта. Позже, когда Амундсена чествовали на его родине, он провозгласил тост:

— За собак, которые помогли мне покорить Южный полюс!

Ездовые собаки были и на знаменитом ледоколе «Челюскин», прошедшем в 1933 году по трассе Северного морского пути и попавшем в ледовый дрейф. В феврале 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами в Чукотском мо­ре. Высадившихся на льдину челюскинцев спасли наши летчики герои, совершавшие рейсы на льдину с оборудованной в Ванкареме посадочной площадки. Бензин для их самолетов подвезли с Уэлена (мыс Дежнева) на ездо­вых собаках. После спасения людей на льдине остались снятые с ледокола собаки. Но их не бросили. Летчик С. Молоков сделал еще один рейс и вывез собак на мате­рик. За это международное общество защиты животных наградило его золотой медалью.

Ледокол «Челюскин»
Ледокол «Челюскин»
Летчик С. Молоков
Летчик С. Молоков

В 1937 году отважная четверка советских полярников-папанинцев начала исследования на станции «Северный полюс-1» на дрейфующей льдине. Вместе с ними в историю вошел и их пес — лайка Веселый. Собаки помогали перевозить грузы при создании первой послевоенной дрей­фующей станции «Северный полюс-2». Служили они и на других дрейфующих станциях.

В 1971 году была снаряжена крупная экспедиция на Северный полюс в составе 27 человек — норвежцев, дат­чан, эскимосов и канадцев под руководством итальянца Гидо Монзини. По полярным льдам людей и грузы тащили 350 лаек. Путь проходил по маршруту, которым в 1909 году впервые в истории достиг Северного полю­са Роберт Пири. Начав свой поход с самой северной точки Канады — мыса Колумбия на острове Элсмера, участники экспедиции через полтора месяца успешно до­стигли Северного полюса. Огромный вклад в это дело внесли собаки.

Немалые заслуги у ездовых собак и в изучении и освое­нии Антарктики. Наряду с мощными тракторами, верто­летами, радиостанциями, различными сложными прибо­рами советские и зарубежные экспедиции берут в свои поселки на шестом континенте и ездовых собак. Работа для них находится там в любую погоду.

Печальная история произошла с ездовыми собаками на японской антарктической станции Сева, На острове жили 11зимовщиков—участников второй японской экспе­диции и 15 ездовых собак. В феврале 1958 года ледокол «Сойя», доставлявший смену полярникам, потерпел ава­рию — сломал во льдах винт и сам запросил помощи у американского корабля. Из-за тяжелых метеорологиче­ских условий и гибели аварийного запаса продовольствия на станции смену высадить на острове было нельзя. Пого­да портилась. Нужно было спасать зимовщиков. Легкий американский вертолет два раза успел приземлиться на острове и перевезти на корабль 11 полярников. Третий рейс вертолет совершить не смог из-за разразившегося шторма. На острове остались собаки.

Ледокол «Сойя»
Ледокол «Сойя»

Весть о трагической судьбе брошенных на произвол стихии собак облетела Японию. Председатель японского общества покровительства животных Хирокичи Сайто вы­ступил с предложением соорудить памятник погибшим со­бакам. Начался сбор средств. А в июле 1958 года в парке Сиба, в Токио, у подножья телевизионной башни состо­ялось торжественное открытие памятника. Памятник был необычный, групповой. За металлической оградой, на просторной площадке сидели, лежали и стояли в различ­ных позах пятнадцать мраморных собак! На плите из мра­мора было начертано: «Пятнадцати лайкам, погибшим от голода в Антарктиде».

Через год, в 1959 году на станцию Сёва прибыла третья японская антарктическая экспедиция. В ней принимали участие и те, кто был в предыдущей экспедиции. К вертолету, доставившему их на остров, бежали две лайки Таро и Дзиро. Они были в хорошем состоянии и весело встретили людей, приветливо помахивая хвостами. Оказалось, что собаки каким-то образом освободились привязей и ровно год прожили на острове без людей. От морозов они спасались в укрытиях, вырытых ими в снегу, а питались яйцами пингвинов и замерзающими пингвинятами.

Сообщение о том, что две собаки остались живы, было встречено в Японии с ликованием. В 1960 году в городе Вакканай (остров Хоккайдо) на территории питомника, где воспитывались эти собаки, был воздвигнут еще ОДИН памятник — скульптура ездовой собаки в упряжке. Там же, в Вакканае, в память о погибших собаках соорудили каменную пирамиду с барельефом собаки.

Памятник в городе Вакканай (остров Хоккайдо). Скульптура ездовой собаки в упряжке
Памятник в городе Вакканай (остров Хоккайдо). Скульптура ездовой собаки в упряжке

По книге И.Ф. Заянчковского