Ездовые собаки были неизменными помощниками н спутниками отважных полярных исследователей, внесших огромный вклад в изучение и освоение Арктики и Антарктики. Знаменитые первооткрыватели — Георгий Седов, Роберт Пири, Руаль Амундсен, Фритьоф Нансен, Роберт Скотт и многие другие не обходились в своих экспедициях без ездовых собак.
С 1827 по 1915 год было снаряжено и отправлено 27 крупных экспедиций к Северному полюсу. И в каждой из них нарты тянули ездовые собаки.
Первым достиг района Северного полюса американский исследователь Роберт Пири. Достижению этой цели он отдал двадцать три года своей жизни. Часто его преследовали неудачи, он терял друзей, оставался без средств, страдал от холода и голода. И вот последняя попытка.1 марта 1909 года с мыса Колумбия на севере Канады 19 упряжек экспедиции Пири вышли па океанский лед. А 6 апреля командор, его верный спутник мулат Хенсон и четыре каюра-эскимоса с упряжками собак уже были на Северном полюсе.
Осенью 1911 года норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен, прибывший на «Фраме» к берегам Антарктиды, отправился в поход на юг с четырьмя спутниками и несколькими десятками ездовых собак. В середине декабря они достигли Южного полюса, на целый месяц опередив английского исследователя Роберта Скотта. Позже, когда Амундсена чествовали на его родине, он провозгласил тост:
— За собак, которые помогли мне покорить Южный полюс!
Ездовые собаки были и на знаменитом ледоколе «Челюскин», прошедшем в 1933 году по трассе Северного морского пути и попавшем в ледовый дрейф. В феврале 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами в Чукотском море. Высадившихся на льдину челюскинцев спасли наши летчики герои, совершавшие рейсы на льдину с оборудованной в Ванкареме посадочной площадки. Бензин для их самолетов подвезли с Уэлена (мыс Дежнева) на ездовых собаках. После спасения людей на льдине остались снятые с ледокола собаки. Но их не бросили. Летчик С. Молоков сделал еще один рейс и вывез собак на материк. За это международное общество защиты животных наградило его золотой медалью.
В 1937 году отважная четверка советских полярников-папанинцев начала исследования на станции «Северный полюс-1» на дрейфующей льдине. Вместе с ними в историю вошел и их пес — лайка Веселый. Собаки помогали перевозить грузы при создании первой послевоенной дрейфующей станции «Северный полюс-2». Служили они и на других дрейфующих станциях.
В 1971 году была снаряжена крупная экспедиция на Северный полюс в составе 27 человек — норвежцев, датчан, эскимосов и канадцев под руководством итальянца Гидо Монзини. По полярным льдам людей и грузы тащили 350 лаек. Путь проходил по маршруту, которым в 1909 году впервые в истории достиг Северного полюса Роберт Пири. Начав свой поход с самой северной точки Канады — мыса Колумбия на острове Элсмера, участники экспедиции через полтора месяца успешно достигли Северного полюса. Огромный вклад в это дело внесли собаки.
Немалые заслуги у ездовых собак и в изучении и освоении Антарктики. Наряду с мощными тракторами, вертолетами, радиостанциями, различными сложными приборами советские и зарубежные экспедиции берут в свои поселки на шестом континенте и ездовых собак. Работа для них находится там в любую погоду.
Печальная история произошла с ездовыми собаками на японской антарктической станции Сева, На острове жили 11зимовщиков—участников второй японской экспедиции и 15 ездовых собак. В феврале 1958 года ледокол «Сойя», доставлявший смену полярникам, потерпел аварию — сломал во льдах винт и сам запросил помощи у американского корабля. Из-за тяжелых метеорологических условий и гибели аварийного запаса продовольствия на станции смену высадить на острове было нельзя. Погода портилась. Нужно было спасать зимовщиков. Легкий американский вертолет два раза успел приземлиться на острове и перевезти на корабль 11 полярников. Третий рейс вертолет совершить не смог из-за разразившегося шторма. На острове остались собаки.
Весть о трагической судьбе брошенных на произвол стихии собак облетела Японию. Председатель японского общества покровительства животных Хирокичи Сайто выступил с предложением соорудить памятник погибшим собакам. Начался сбор средств. А в июле 1958 года в парке Сиба, в Токио, у подножья телевизионной башни состоялось торжественное открытие памятника. Памятник был необычный, групповой. За металлической оградой, на просторной площадке сидели, лежали и стояли в различных позах пятнадцать мраморных собак! На плите из мрамора было начертано: «Пятнадцати лайкам, погибшим от голода в Антарктиде».
Через год, в 1959 году на станцию Сёва прибыла третья японская антарктическая экспедиция. В ней принимали участие и те, кто был в предыдущей экспедиции. К вертолету, доставившему их на остров, бежали две лайки Таро и Дзиро. Они были в хорошем состоянии и весело встретили людей, приветливо помахивая хвостами. Оказалось, что собаки каким-то образом освободились привязей и ровно год прожили на острове без людей. От морозов они спасались в укрытиях, вырытых ими в снегу, а питались яйцами пингвинов и замерзающими пингвинятами.
Сообщение о том, что две собаки остались живы, было встречено в Японии с ликованием. В 1960 году в городе Вакканай (остров Хоккайдо) на территории питомника, где воспитывались эти собаки, был воздвигнут еще ОДИН памятник — скульптура ездовой собаки в упряжке. Там же, в Вакканае, в память о погибших собаках соорудили каменную пирамиду с барельефом собаки.
По книге И.Ф. Заянчковского