В декабре 2006 года, в пятнадцатую годовщину Беловежских соглашений, А. Лукашенко пригласил меня вместе с еще несколькими депутатами Госдумы посетить Беловежскую пущу и своими глазами посмотреть на нее.
Нас разместили в гостинице, в которой в советские времена размещались члены Политбюро ЦК КПСС, приезжавшие на охоту. Ведь Беловежская пуща это с царских времен был заказник, куда приезжали на охоту и цари, и генсеки. А также их сановники.
Меня поразила сама гостиница - типовое трехэтажное кирпичное здание, какие имеются практически в каждом военном гарнизоне. Маленькие одноместные номера. В одном из них был оборудован своеобразный музей для показа, как жили на охоте члены Политбюро ЦК КПСС.
Оказывается, им выдавалось офицерское обмундирование без погон, солдатский бушлат, хромовые сапоги, офицерская фуражка и плащ-накидка. В номере был маленький холодильник и телевизор. Был телефон правительственной связи. И все.
Нам не показали, как размещался Генсек в отдельном коттедже, но нам хватило взглянуть на типовой номер члена Политбюро. Он, конечно, потряс нас, но не роскошью, а наоборот - простотой. В самом лучшем случае по современным понятиям он тянул на три звезды.
Среди обслуживающего персонала и охраны охотхозяйства были и люди, которые своими глазами наблюдали атмосферу декабря 1991 года, и они не стеснялись делиться с нами своими впечатлениями и воспоминаниями. Особенно интересно рассказывал полковник КГБ Белоруссии, начальник охраны государственного заказника "Беловежская пуща", который и в декабре 1991 года в звании лейтенанта КГБ СССР служил здесь же. Он рассказывал, что в Беловежскую пущу тогда в составе делегаций трех союзных республик прибыли десятки человек, которых размещать было негде. Поэтому в одноместные номера селили по два-три человека и кому-то приходилось спать на полу и порой даже по очереди.
Не было пишущих машинок и машинисток. Не было служебных помещений для переговоров и отработки документов. Полковник рассказывал, что они недоумевали, почему эти переговоры не вели в Бресте или в Минске, где никаких упомянутых проблем не было бы. И только когда ему поручили показать охранникам подписантов соглашений дорогу до польской границы, то все стало на свои места.
От резиденции, где жили Ельцин, Кравчук и Шушкевич, к польской границе вела асфальтированная неширокая дорога длиной около пяти километров, по которой никто не ездил, которую в крайнем случае можно было пройти и пешком. И охранники Ельцина ему сказали, что готовят путь эвакуации Ельцина и его коллег за границу в случае, если Горбачев прикажет из арестовать. И именно поэтому Беловежская пуща из-за близости к госгранице СССР была выбрана местом для подписания соглашений.
А такая вероятность существовала. Когда персоналу охраны охотхозяйства стало известно, что именно готовится к подписанию, то об этом было немедленно доложено в Минск председателю КГБ Белорусской ССР, который немедленно направил в Вискули белорусскую "Альфу" и доложил в Москву. В том числе его соединили напрямую с Горбачевым.
Но Горбачев категорически запретил предпринимать какие-либо меры к руководителям РСФСР, Украины и Белоруссии. И в итого Беловежские соглашения были подписаны. А в результате мы имеем сегодняшние события…
Источник: Виктор Имантович Алкснис