Тема керженских старообрядческих скитов уже не раз поднималась у меня. И будет появляться здесь еще не единожды. А среди керженских скитов Комаровский был самый крупный и богатый...
⠀
48 обителей, около 2000 человек... это все Комаровский скит в период расцвета! И не случайно именно его выбрал местом действия своего романа «В лесах. На горах» Мельников-Печерский. А уж он-то, чиновник по особым поручениям при нижегородском генерал-губернаторе, возглавляющий «выгонку» скитов, знал все скиты очень и очень хорошо.
Да-да, Павел Иванович Мельников, так любовно и пасторально описавший древний уклад жизни старообрядцев, занимался искоренением этих самых скитов.
«Знамо дело, зачем в Комаров люди ездят: на могилку к честному отцу Ионе от зубной скорби помолиться, на поклоненье могилке матушки Маргариты. Мало ль в Комарове святыни!.. Ей христиане и приезжают поклоняться. А по лесу сколько святых мест на старых скитах, разоренных!» — пишет Мельников в романе «В лесах».
А основатели у обителей Комаровского скита были один знатнее другого. Бояркина обитель, например, основана была княжной Болховской. А Болховские, между прочим, Рюриковичи! «На лопухинские деньги ставила княжна Болховская обитель. И прозвали ее „обителью Бояркиных“, потому что первые насельницы в ней все боярышни были...» — рассказывает Мельников.
⠀
Игнатьева обитель по соседству была не менее «знатного» происхождения. По старообрядческому преданию основана она Игнатием Потёмкиным, родственником светлейшего князя Григория Потёмкина. Игнатий до пострига был военным и под командованием Миниха даже с турками воевал. Говорят, что израненный после войны он удалился в Чёрную рамень и принял монашеский постриг.
А есть в скиту и Манефина обитель. Самая известная, самая «литературная». И изначально она была Осокинской, по фамилии ее основательницы из старинного купеческого рода Осокиных, получивших потом дворянство. Но Манеф, кстати, было три. Преемственность. Осокину принято именовать «Манефой старой», а вот «манефиным» скит стал именоваться в честь второй Манефы — «Новой». Именно про нее и пишет в основном Мельников в романе, хоть образ так или иначе обобщенный. Была и третья Манефа — «Последняя». Вместе с ней закончилась история скита.
Скит давно разорен, а святые его все так и покоятся на скитских кладбищах в керженских лесах. А вот кельи (дома деревянные) и сейчас то тут, то там можно встретить в семеновских селах.
P.S. Надо бы написать отдельную статью про Мельникова. Очень уж он персонаж интересный.
#кержаки #старообрядцы #старообрядчество #керженец #нижегородская область #книги #деревни и села #скит #история россии #наличники