Найти тему
Опять уехала

Побывала на месте Комаровского скита из «В лесах. На горах». Рассказываю его историю и показываю то, что осталось от него сейчас

Тема керженских старообрядческих скитов уже не раз поднималась у меня. И будет появляться здесь еще не единожды. А среди керженских скитов Комаровский был самый крупный и богатый...

48 обителей, около 2000 человек... это все
Комаровский скит в период расцвета! И не случайно именно его выбрал местом действия своего романа «В лесах. На горах» Мельников-Печерский. А уж он-то, чиновник по особым поручениям при нижегородском генерал-губернаторе, возглавляющий «выгонку» скитов, знал все скиты очень и очень хорошо.

Да-да, Павел Иванович Мельников, так любовно и пасторально описавший древний уклад жизни старообрядцев, занимался искоренением этих самых скитов.

Комаровский скит на фото Максима Дмитриева
Комаровский скит на фото Максима Дмитриева

«Знамо дело, зачем в Комаров люди ездят: на могилку к честному отцу Ионе от зубной скорби помолиться, на поклоненье могилке матушки Маргариты. Мало ль в Комарове святыни!.. Ей христиане и приезжают поклоняться. А по лесу сколько святых мест на старых скитах, разоренных!» — пишет Мельников в романе «В лесах».

Уставщицы в Комаровском скиту
Уставщицы в Комаровском скиту

А основатели у обителей Комаровского скита были один знатнее другого. Бояркина обитель, например, основана была княжной Болховской. А Болховские, между прочим, Рюриковичи! «На лопухинские деньги ставила княжна Болховская обитель. И прозвали ее „обителью Бояркиных“, потому что первые насельницы в ней все боярышни были...» — рассказывает Мельников.

Игнатьева обитель по соседству была не менее «знатного» происхождения. По старообрядческому преданию основана она Игнатием Потёмкиным, родственником светлейшего князя Григория Потёмкина. Игнатий до пострига был военным и под командованием Миниха даже с турками воевал. Говорят, что израненный после войны он удалился в Чёрную рамень и принял монашеский постриг.

Игнатьева обитель в Каомаровском скиту
Игнатьева обитель в Каомаровском скиту

А есть в скиту и Манефина обитель. Самая известная, самая «литературная». И изначально она была Осокинской, по фамилии ее основательницы из старинного купеческого рода Осокиных, получивших потом дворянство. Но Манеф, кстати, было три. Преемственность. Осокину принято именовать «Манефой старой», а вот «манефиным» скит стал именоваться в честь второй Манефы — «Новой». Именно про нее и пишет в основном Мельников в романе, хоть образ так или иначе обобщенный. Была и третья Манефа — «Последняя». Вместе с ней закончилась история скита.

Манефина обитель. Фото Максима Дмитриева
Манефина обитель. Фото Максима Дмитриева

Скит давно разорен, а святые его все так и покоятся на скитских кладбищах в керженских лесах. А вот кельи (дома деревянные) и сейчас то тут, то там можно встретить в семеновских селах.

P.S. Надо бы написать отдельную статью про Мельникова. Очень уж он персонаж интересный.

#кержаки #старообрядцы #старообрядчество #керженец #нижегородская область #книги #деревни и села #скит #история россии #наличники