Найти в Дзене
Шпионские страсти

Радиоигры и дезинформация противника

Одну из первых радиоигр провел в сентябре 1941 года Особый отдел Северо-Западного фронта. В результате игры удалось арестовать 10 вражеских агентов.

В ходе радиоигры «Подрывники», проводившейся с территории Вологодской области в 1943—1944 годах, были выведены на советскую сторону и арестованы 22 агента германской разведки.

При проведении радиоигры «Десант» в июне 1944 года противник по нашему вызову сбросил с самолета в Брянскую область 27 агентов-диверсантов и 110 тюков груза с оружием, взрывчаткой и радиостанциями (агенты были задержаны, а грузы изъяты).

Всего в результате радиоигр военной контрразведке удалось арестовать свыше 400 агентов и официальных сотрудников немецких разведывательных органов.

Одновременно военная контрразведка широко применяла радиоигры для дезинформации противника, чем оказывала советскому командованию существенную помощь. С конца 1941 года до середины 1943 года в этих целях использовалось 80 вражеских радиостанций (с эффективностью порядка 80%).

В дальнейшем масштабы дезинформационных акций и их влияние на исход сражений возрастали (это было вызвано централизацией усилий в этом направлении).

В мае — июне 1943 года в соответствии с планами командования Красной Армии немцам передавались сообщения, имевшие целью скрыть подготовку советских частей к наступательным операциям в районе Курской дуги. Для передачи дезинформации использовались 9 агентурных радиостанций.

В конце декабря 1944 года и в начале января 1945 года по утвержденному Генеральным штабом плану передавались дезинформационные данные о том, что на территории Польши и Восточной Пруссии зимнего наступления советских войск в 1945 году якобы не будет. Для дезинформации использовались 24 агентурные радиостанции в различных районах СССР. По сведениям ГРУ Генштаба, противник поверил этим данным и за несколько дней до начала наших наступательных операций в Восточной Пруссии и Польше перебросил большинство танковых дивизий из этих районов в Венгрию.

Радиоигры проводились вплоть до разгрома Германии. Одна из последних таких игр — «Финал» — осуществлялась на Берлинском направлении в последние месяцы войны.

(Источники: С. Цвигун, Г. К. Цинев, И. Устинов)