22 марта 1073 года Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский выгнали из Киева своего старшего брата князя Изяслава. Киевским князем стал Святослав.
Князь Изяслав с женой Олисавой, сыновьями, большой казной, в которой были золото, серебро, драгоценные сосуды, дорогая утварь, охраняемый своей дружиной, бежал в Польшу к князю Болеславу Смелому (правил в 1056-1079 гг., с 1076 года – король).
Болеслав принял беглеца и выделил ему собственность для жилья и кормления, однако восстанавливать власть Изяслава в Киеве не спешил. Тогда Изяслав начал подкупать польских вельмож, предлагая им уговорить Болеслава к походу на Русь. Обратился за помощь в Рим, к папе Григорию VII (исполнял должность папы в 1073-1085 гг.). Все было тщетно.
Болеслав, занятый венгерскими и германскими проблемами, не желал ввязываться в опасную войну на востоке.
Но в начале 1077 года пришла весть, что 27 декабря скончался князь Святослав Киевский и 1 января 1077 года трон Киева занял брат умершего Всеволод. А тут еще и от папы Григория пришла грамота с требованием к Болеславу восстановить на престоле Киева изгнанника Изяслава.
И в середине января 1077 года Болеслав выступил в поход на Русь. При его армии находился и князь Изяслав со своей дружиной.
В самом начале похода выяснилось, что поход легким не будет.
Крепость Волынь шесть месяцев защищалась от армии Болеслава и пала лишь после того, когда ее гарнизон отчаялся получить помощь из Киева (об этих событиях смотри публикацию «Не отдадим Волынь врагу»).
Когда отряды Болеслава вышли на рубежи Киевского княжества, князь Всеволод начал срочно собирать все имеющиеся под рукой войска. К нему присоединилось множество русских воинов, кто бежал от наступающих поляков из Перемышля, Владимира Волынского, Волыни.
С этим войском Всеволод преградил путь врагу.
В развернувшемся сражении воины Всеволода первоначально имели успех, потеснив один из флангов армии Болеслава, но правителю Польши удалось исправить положение, направив на этот фланг практически все свои резервы. Когда же польские рыцари, которых возглавил Болеслав лично, прорвали боевые порядки киевлян, отряды Всеволода побежали*.
После этого князь Всеволод ушел к Чернигову, отказавшись в пользу Изяслава от Киевского удела, но киевляне, вопреки договоренностям князей, решили защищаться, опасаясь мстительности Изяслава.
Болеславу пришлось осаждать город**.
Некоторое время город держался. Однако вскоре в Киеве стал ощущаться недостаток продовольствия. К тому же горожан поразила какая-то заразная болезнь.
Потому руководители города выслали своих посланцев к королю Болеславу договариваться о сдаче города.
Болеслав согласился принять сдачу на условии, что грабежей не будет, но обложил киевлян большой данью.
15 июля 1077 года Болеслав в сопровождении князя Изяслава торжественного вступил в Киев.
И сдержал слово, решительно пресекая любые грабежи в городе. Если же кто из польских воинов воровал что-либо у местных жителей или грабил их дома – таких польских воинов по приказу короля Польши предавали смерти.
А вот что касается дани - киевлянам пришлось ее собирать.
Князь Изяслав расправился с теми из киевлян, кто в свое время помогал Святославу и Всеволоду против него.
Всю осень и зиму оставались поляки и Болеслав Киеве, куда свозилась дань, которую Изяслав собирал со всей Руси, чтобы расплатиться с Болеславом за помощь.
(Источники: Длугош, Стрыйковский, Татищев, ПСРЛ, т.1, т.2, т.3 и другие).