Найти тему
Life NEWS

Если вы хотите сильно ударить по российской экономике, стремитесь к экспорту энергоресурсов

Министр экономики Германии Роберт Хабек заявил, что угольные электростанции могут быть использованы в качестве резерва в случае нехватки газа.

Когда неделю назад началось вторжение России в Украину , почти все аналитики были согласны с тем, что российские нефть и газ будут продолжать течь на запад. Состояние взаимной энергетической зависимости казалось слишком укоренившимся. С одной стороны, ЕС не мог легко отделиться от источника 38% своего импорта природного газа. С другой стороны, России в условиях финансовых санкций потребуются наличные деньги. Старые руки размышляли о том, что даже в течение долгих десятилетий холодной войны Советский Союз и Европа поддерживали коммерческие отношения в области энергетики.

Через неделю такое мышление выглядит наивным. Финансовые санкции «шок и трепет», особенно направленные против российского центрального банка, превышают все, что было ранее, но недостаток очевиден: если вы действительно хотите сильно ударить по российской экономике, нацельтесь на ее сектор экспорта энергоносителей, часть, которая до сих пор не подвергалась санкциям и приносит сотни миллионов долларов в день. На это неоднократно обращают внимание украинские официальные лица в своих призывах к прекращению торговли.

Белый дом заявил в среду, что он «очень открыт» для идеи энергетических санкций против России. Можно цинично сказать, что такие настроения легче транслировать из Вашингтона, чем из Европы , но даже немецкие министры публично рассуждают о том, что произойдет, если Россия внезапно прекратит поставки газа. «Мы готовы к этому. Я могу дать добро на нынешнюю зиму и лето», — сказал Роберт Хабек, министр экономики. Он утверждал, что атомные электростанции, которые в настоящее время должны быть закрыты, можно оставить включенными, а угольные станции можно использовать в качестве резерва.

Если это действительно так, то возникает очевидный вопрос, почему Запад не должен просто ввести несколько энергетических санкций — даже если сначала ограничить импорт — и смириться с финансовыми трудностями. Уже есть предчувствие на фоне различных «самосанкционных» мер, предпринимаемых европейскими НПЗ, чтобы избежать покупки российской нефти, и европейскими поставщиками газа (в том числе Centrica), чтобы отмежеваться от «Газпрома» . Цена барреля Brent в среду достигла 113 долларов, что является самым высоким показателем за семь лет. Цены на природный газ в Великобритании вернулись к заоблачным уровням прошлой осени, а цены на насосы бьют рекорды.

Цены, вероятно, поднимутся еще выше, если будут введены полномасштабные энергетические санкции, но как насчет надежности поставок? Вот мнение брюссельского аналитического центра Брейгеля: «Если ЕС будет вынужден или готов нести расходы, уже следующей зимой можно будет заменить российский газ без разрушения экономической деятельности, замерзания людей или перебоев с подачей электроэнергии».

Он также, следует сказать, назвал проблему «важной», указанные правила необходимо переписать и пришел к выводу, что для снижения спроса могут потребоваться «исключительные меры». Но сокращенная версия выглядит так: да, если вы готовы взять на себя расходы, это выполнимо. Можно подозревать, что именно к этому стремительно ведут дебаты о санкциях. Вероятно, он должен был быть там с самого начала.