Я очень люблю советские фильмы. Но как выяснилось, смотрела я далеко не все. Малую часть смотрела, как выяснилось. Как это объяснить? Сама не знаю. Возможно потому что в детстве до позднего вечера носилась во дворе, в молодости работала и училась... Некогда было телевизор толком посмотреть. То уроки, то прогулки... И вот, в последнее время я заново открываю для себя кино СССР. С большим удовольствием, скажу я вам. Но иногда бывают и некоторые разочарования...
Очередной фильм, который я посмотрела - "Осторожно, бабушка". Ленфильм, 1960 год. Режиссер Надежда Кошеверова. Этот же режиссер у любимейших фильмов "Укротительница тигров". И "Медовый месяц"... Так что в таланте режиссера сомневаться не приходится. А уж актерский состав просто потрясающий. Все мои самые любимые, самые талантливые и неподражаемые!!! Ролан и Леонид Быковы. Сергей Филиппов, Харитонова, Панич... И даже непревзойденная Раневская в роли этой самой бабушки".
И идея не плохая, между прочим. В городе строится клуб. Уже назначен директор - очаровательная и принципиальная Лена. Она сразу берется за дело, привлекает к самодеятельности своих подруг и прочих желающих, и готовит концерт к открытию. Однако строительство клуба замораживают на два квартала из-за отсутствия рабочей силы. Все очень расстроены, но боевая и героическая бабушка Елены обвиняет внучку в неумении организовать общественность и берется за дело сама. Бабушка навещает друзей своей молодости и агитирует их достроить клуб своими силами. Пожилые люди откликаются на призыв. Глядя на возрастных и бескорыстных энтузиастов, молодежь присоединяется и клуб открывается в срок.
И все бы ничего, но... Раскрытие этого сюжета вызвало у меня некоторое недоумение.
Директор клуба Елена (Ариадна Шенгелая) получилась в фильме этакой авторитарной и деспотичной дамочкой.
Ей нет дела до других. Нет и всё тут. Бабушка (Директор птицефабрики) рассказывает ей про яйца какой-то индийской породы кур, а она не слушает, она вся исключительно в своих проблемах... Сделала из яиц гоголь-моголь. Подруги нашли себе парней, а она запретила им встречаться, предательницами нарекла из-за того что они отвлекаются от главного - безвозмездного строительства клуба. А подруги у станка работают, в отличие от Леночки. И после работы клуб строят. Опять же в отличие от Леночки, которая только порхает в красивых платьях и распоряжения дает. Леночке приглянулся бригадир строителей, она ничтоже сумняшесь обращается к Начальнику строительства и просит прислать ей в помощь именно эту бригаду. Ничего, что они отработав на стройке должны учиться в вечернем институте. Клуб-то ей нужнее. И парень глянулся. Нет, если бы хоть раз Леночка переоделась в робу и начала месить раствор вместе со стариками и теми кого она заставила пахать после работы, я бы изменила о ней мнение. Но нет. Не директорское это дело видимо.
Бабушка.
Тоже интересный типаж. Внучка в неё, вероятно. Тоже по головам идет. Атаман! Водит машину, как хулиган с большой дороги, паркуется как хочет, бросает руль во время движения. Сбила двух пареньков на мотоцикле (того самого бригадира с другом) и когда поняла, что не насмерть, их же и обвинила в аварии.. Разговаривает с бывшим ухажером стариком библиотекарем (Ролан Быков) таким тоном, словно он провинился в чем-то. Практически провоцирует его на похищение человека, а потом его же, полумертвого после ночных поисков в лесу, трясет так, что реальный старик уже не поднялся бы...
Похищение. Настоящее. С мешком на голову и заточением в лесной сторожке.
После того как Бабушка рыкнула на старика библиотекаря за то что тот не может заставить монтажника Лешу (Леонид Быков) принять участие в самодеятельности, старик решается на похищение. В соучастники берет своего друга лесника, деда Кешу (Сергей Филиппов). Они морят узника голодом, вынуждая согласиться на самодеятельность. Ночью узнику удается убежать, рискуя утонуть в болоте или заблудиться. Но ему везет (это же комедия, однако) и к утру, голодный, оборванный, вымокший, замерзший и искусанный он выходит на дорогу и встречает машину того самого Начальника строительства. Жалуется ему, что его похитили и Начальник везет его не домой, нет. Не в милицию. Он везет его куда? Правильно. В клуб.
Прямо в вымокших в болоте трусах. Все хохочут!
Но все бы ничего, если бы не финальная сцена. Клуб достроили благодаря безвозмездному труду стариков. И молодежь во главе с Леночкой выпроваживает их восвояси. С песней. Мол, есть еще порох в пороховницах, золотые вы наши! Вот вам цветочки и теперь пошли вон. Не нуждаемся более.
Как это?! Почему? Почему не организовать в клубе комнату ветеранов, где они могли бы собираться вечерами, попить чаю, а то они вон судя по сюжету годами не видятся... Оформить эту комнату боевыми фотографиями стариков! Организовывать им встречи в клубе с рассказами о боевом прошлом. Привлечь и их к самодеятельности если желают. Разве клуб не для всех? Как работать, так старики, а веселиться только молодым положено? Мне не понравился этот исход... Еще Бабушка и оглоушила букетами своих возрастных кавалеров, которые ей эти букеты и преподнесли.
И все же...
И все же я буду пересматривать этот фильм, несмотря на разочаровавший меня сценарий. Из-за них буду. Из-за потрясающих артистов советского кино! Ролану Быкову на момент съемок было 30 лет. Но в фильме он тщедушный старик, правда! Буквально дедушка Леониду Быкову, которого он украл, а ведь они почти ровесники. Раневской - 64 года, а коня на скаку остановит запросто, ведь именно такой типаж ей следовало показать. И она конечно же блестяще справилась! Ну и Филиппов. Талант и харизма этого артиста настолько бездонны, что любое появление в фильме делает его таким, что прямо хочется пересмотреть. Не смотря на сюжет. И прочие мелочи...
А вам нравится этот фильм, друзья? Вы не согласны с моими тезисами?
В статье использованы кадры из фильма "Осторожно, бабушка". Скрины выполнены автором статьи.