Найти тему
KADUN

Шахматный словарь для начинающих

Добро пожаловать в шахматный мир, будущие чемпионы!

Мы собрали для вас основные шахматные термины, которые пригодятся вам для совершенствования навыков игры. Эта статья предназначена для начинающих шахматистов.

Аванпост — это клетка на шахматной доске, которая по ходу партии уже не сможет оказаться под боем пешки Вашего противника. Шахматный аванпост, который защищен пешкой игрока может стать прекрасной местом для шахматной ладьи, контролирующей открытую вертикаль.

«Армагеддон» — это решающая партия между двумя шахматистами в блиц (как правило, происходит на тай-брейке матча за чемпионский титул), которая играется на необычных условиях: белые имеют 5 минут на обдумывание всех ходов в своей партии, а черные только 4 минуты, однако белых устраивает только выигрыш, ведь в случае ничьей участник, играющий черным цветом, будет признан победителем.

Батарея — две (или более) шахматные фигуры, объединение которых усиливает потенциал шахматной атаки. К примеру, батарея «ферзь + слон», «ладья + ферзь» и так далее.

Баранка (бублик) — поражение, ноль в таблице турнира.

Блокер — фигура, которая блокирует своим положением продвижение вражеской пешки.

Вечный шах — ситуация, в которой одна из сторон (как правило, сильнейшая) не может избежать серии повторяющихся шахов от фигур соперника. Партия при этом, как правило, оканчивается ничьей после троекратного повторения позиции.

Вилка — ход, после которого под боем оказываются две (и более) шахматные фигуры противника.

Висячие пешки — две центральные связанные пешки при отсутствии на смежных вертикалях своих пешек.

Гамбит — разновидность дебюта, в котором осуществляется жертва материала (обычно пешки, реже фигуры) ради быстрейшего развития.

Голый король — незащищенный собственными фигурами король.

Гроб — (безнадега, горшок, жбан, труба, ящик) - ужасающе плохая и безнадежная шахматная позиция.

Дальнобойная фигура — ферзь, ладья, слон.

Дебют — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.

Детский мат — мат в дебюте, который обычно получает начинающий (ребенок). Основная идея — объявить мат ферзём и слоном на поле f7 (f2) (то есть жертвой могут оказаться как белые, так и черные). Схема Д.м. характеризуется примерно такими ходами: 1.e4 e5 2.Фf3 Kc6 3.Cc4 d6 4.Ф:f7X.

Дракон — вариант сицилианской защиты, в котором расположение чёрных пешек напоминает одноимённое чудовище: 1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4. Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6!

Дурацкий мат — мат в дебюте, который получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.

Дыра — слабое поле.

Клиент — удобный партнёр, у которого удается выигрывать всегда и всюду.

Конь Каспарова — черный конь на d3.

Конь Тарраша — конь на краю доски.

Король Стейница — активный король в миттельшпиле.

Крепость — разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не может одержать победу даже при наличии большого материального преимущества (например, некоторые позиции, при которых ладья с пешкой образуют неприступную крепость против ферзя).

Мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.

Мат Легаля — матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя лёгкими фигурами (схема этой конструкции: 1.e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1?? 6.C:f7+ Kpe7 7.Kd5x).

Мат линейный — мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьёй и ферзём, двумя ферзями).

Мат спёртый — мат, объявляемый конём, при котором матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.

Мат эполетный — мат, объявляемый ферзём, при котором матуемый король с обеих сторон ограничен собственными ладьями («эполетами») (например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8).

Навес — удар.

Открытые дебюты — шахматные начала, возникающие после ходов 1.e4 e5.

Пешка — минимальная боевая единица в шахматах, одновременно — базовая единица измерения шахматного материала (в среднем лёгкая фигура равна трём пешкам, ладья — пяти и т. п.). Ф. Филидор называл пешки «душой шахмат».

Прихватить соперника в дебюте — добиться значительного преимущества в начальной стадии партии.

Провисать — оказываться без защиты.

Промежуточный ход — неочевидный ход, сделанный вместо очевидного (напрашивающегося), позволяющий извлечь дополнительную выгоду из позиции (например, вместо «очевидного» взятия фигуры во время размена дается промежуточный шах, заставляющий короля противника занять невыгодную позицию).

Проходная пешка (проходимец) — пешка, перед которой нет пешек противника (в том числе на смежных вертикалях) и которая может двигаться к полю превращения.

Рокировка — ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при длинной — на ферзевый.

Угроза — нападение на один из объектов позиции неприятеля с созданием реальной опасности для его положения.

«Форточка» — поле, на которое может отступить король в случае шаха по первой (последней) горизонтали. Соответственно, «сделать форточку» — это сделать ход одной из пешек, прикрывающих позицию рокировки.

Шах — позиция, в которой король атакован вражеской фигурой или пешкой.

Двойной шах — позиция, в которой королю объявляют шах сразу две фигуры.

Шайба — пешка или лишняя пешка.

Эндшпиль — заключительный этап шахматной партии.

За предоставленный материал спасибо источнику: ChessDeti.Ru.

Спасибо, что дочитали статью до конца! Будем рады вашей подписке и лайку.