У р о к № 1.4
НОЙ И ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
Цель урока: Рассказывая о событиях потопа, показать детям неизбежность расплаты за злые поступки и опасность бездумного неверия. В противоположность этому подчеркнуть мысль о доброте как причине долгой жизни. Подключить художественные способности детей к работе над библейскими понятиями и образами.
Оборудование: доска, мел, детская Библия, доска и молоток.
План урока:
1. Повторение. Что самое главное?
2. Ной и строительство ковчега. Путешествие на «машине времени».
3. Сбор животных в ковчег. Игра «Взял Ной в ковчег…»
4. События потопа.
5. Домашнее задание. Чем питались в ковчеге и рисунок ковчега.
Описание урока:
Здравствуйте, ребята! Друзья мои, вы уже достаточно много узнали из того, о чем рассказывает Библия, и я хотел бы попросить вас, чтобы вы немного подумали и сказали, что из этого вы считаете самым главным? Давайте сделаем так. Вы сейчас встанете и соберетесь вместе своим рядом – обсудите мой вопрос и один кто-то от вашего ряда мне ответит. (Учитель дает время на обсуждение, заодно диагностируя способности первоклассников к совместной работе. После чего дети высказывают мнения. Учитель может уточнить: «А почему вы это считаете главным?» И после ответа сажает каждый ряд.)
Да, ребята. Все, что мы узнали из Библии о Боге, о том, как была сотворена земля, об Адаме и Еве, Каине и Авеле – все это важно. Сегодня мы узнаем из Библии, что было дальше, но сначала я хочу попросить вас выполнить одно мое небольшое задание. Сейчас я начну рассказывать, а вы внимательно следите за моим лицом. В какой-то момент я остановлюсь, а вы должны будете понять по выражению моего лица, что я хотел сказать, но не сказал. Попробуете?
Итак, последний раз изучая Библию, мы с вами узнали, что произошло с двумя братьями, Каином и Авелем, как Каин убил Авеля из зависти. После смерти Авеля у Адама и Евы родились другие дети. Потом, когда они выросли, у них тоже родились дети, у тех детей еще дети… Людей на земле становилось все больше, но они становились все… (Пауза. На лице надо изобразить горестную гримасу.)
Что я хотел сказать?.. (Дети говорят: «Хуже, злее…») Правильно, ребята. Люди становились все хуже и злее. Они стали нападать друг на друга, воровать, грабить, воевать друг с другом и убивать друг друга. Они стали убивать и животных. И, представьте, зло от людей перешло и к животным. Глядя на людей, они тоже стали такими же злыми, как люди, стали нападать друг на друга и пожирать друг друга. В раю люди и животные питались только растительной пищей. Представьте: и тигр, и крокодил ели травку, как ягненок и козочка. Да-да, не удивляйтесь. В раю никто ни на кого не нападал, и там нельзя было увидеть обглоданных костей или услышать крики терзаемых животных.
Видите, как много зла стало распространяться все больше и больше на земле. Представьте, каково Богу было смотреть на это… Он, создавший людей, похожими на Себя, увидел, что люди стали больше похожи на… На кого?.. Да, стали больше похожи на дьявола, чем на Него. В Библии есть горестные строчки, в которых говорится, что Бог раскаялся, что создал людей. Как вы думаете, мог Бог и дальше терпеть такое зло?.. Нет, конечно. Он должен был остановить его распространение.
И тогда Он сказал: - Все! Конец пришел всему злому на земле. Я пошлю на землю… Кто знает, что?.. Да, потоп, который уничтожит всех этих злых людей на земле. Потоп – это такое большое, большое наводнение, которое должно затопить всю землю.
Представьте, ребята, среди всех этих злых людей Бог нашел только одного доброго, праведного человека и сказал, что только он и его семья спасутся от потопа. И для этого он должен построить огромный корабль, ковчег, и взять туда с собой всех животных по паре, чтобы после потопа они снова могли населить землю. Знаете, как звали этого человека?.. Его звали Ной. (Записывается на доске.)
И вот Ной начинает строить ковчег (иллюстрация в д. Библии). Ковчег был очень большим и строил его Ной очень долго – целых 120 лет. Не удивляйтесь, - тогда люди жили гораздо дольше, чем мы. Ной, например, прожил 950 лет, Адам – 930 лет, а дольше всех на земле прожил человек по имени Мафусаил – 969 лет. А мы, современные люди, живем в среднем 60-70 лет.
Есть такой закон: чем злее люди – тем меньше они живут. Если мы с вами так мало живем, то значит, какие мы?.. Да – злые. И потому Бог не дает нам долго жить, чтобы мы много зла не натворили. Вы хотите долго жить, ребята?.. Хотите узнать секрет долгой жизни? Встаньте те, кто хочет… Этот секрет очень простой: хотите долго жить – будьте добрыми! Давайте нарисуем в воздухе большое доброе сердце. (Учитель «рисует», дети за ним повторяют.)
Но мы немножко отвлеклись. Ной продолжает строить ковчег. Ему помогали три его сына и их жены.
Как вы думаете, ребята, говорил ли Ной другим людям о том, что будет потоп?.. (Дети часто думают, что не говорил.) Ну как же не говорил, ребята? Ной был человеком добрым, и он, конечно, предупреждал людей о надвигающемся наказании. Но вот эти люди… да-да, они не верили в то, что будет потоп. В Библии сказано, что они жили, как прежде, творя свои злые дела – ели, пили, веселились, женились, выходили замуж до тех пор, пока не пришел потоп на землю и не погубил их всех. И более того, они, наверно, смеялись над Ноем, видя его строящим ковчег, уговаривали бросить строительство, звали с собой…
Давайте, попробуем представить, как это было. Вы давно в последний раз летали на «машине времени»? Вообще не летали?.. Тогда давайте мы сейчас с вами отправимся с вами на «машине времени» в то далекое время. Вы увидите живого Ноя, он будет строить ковчег, а вы станете теми людьми, которые так и не поверили словам Ноя о грядущем потопе. Попробуйте представить себя этими людьми. Что бы вы сказали Ною, о чем бы спросили, как бы вы посмеялись над ним?..
Итак, внимание! Мы садимся на стулья, то есть - в машину времени. Возьмите одной рукой руку соседа, а другой покрепче держитесь за стул. Все закрывает глаза. Загудел мотор: у-у-у! Поднимаемся… Все выше и выше… Попадаем в дыру времени. Держитесь крепче за руки и за стулья! Не открывайте глаза!.. Проходим дыру… Начинаем снижение… Вот уже виден Ной. Он строит ковчег. Еще ниже… Все, приземлились. Открываем глаза. (Учитель в этот момент изображает Ноя, строящего ковчег. Для лучшего изображения образа лучше взять в руки молоток, доску и с деловым видом постучать по ней.)
- Так… Эта доска пойдет на днище… О? Что это за люди собрались вокруг меня? Они хотят со мной поговорить. Люди, вы пришли мне помогать строить ковчег? Ведь уже скоро начнется потоп. Вы верите, что он будет?.. (Тут важно завязать диалог с детьми, которые не поддаются на уговоры Ноя, призывают его бросить стройку, смеются над ним. Как правило, дети легко имитируют это.)
Спасибо, ребята. Вы легко показали этих людей. Они так и говорили Ною, смеялись над ним, и никто ему так и не поверил. Бедные люди, если б они знали, что скоро с ними будет!..
Тем временем Ной закончил строительство ковчега. Скажите, кого он кроме семьи должен был собрать в ковчег?.. Правильно, всех животных по паре. А теперь, ребята, внимание! Сейчас я проверю, найдется ли в вашем классе хоть один человек, который сможет защитить Библию? Те люди, которые не верят в то, о чем рассказывает Библия, говорят так: - Хорошо, допустим, Ной построил свой ковчег, но как бы он смог собрать туда всех животных? Пошел бы он за антилопами – они бы от него убежали, пошел бы за слонами – они бы его растоптали, пошел бы за львами – они б его растерзали… А как бы он стал собирать птиц? Гоняться за ними с сачком?.. Так что, если бы Ной и захотел собрать всех животных, он все равно не смог бы это сделать!..
Так… Кто попробует защитить Библию и предположить, как же все-таки Ною удалось собрать животных в ковчег?.. (Дети приводят свои варианты и часто говорят, что Ной был добрым, и звери слушались его зова. Здесь можно обострить проблему, сказав, что только Адама и Еву до грехопадения животные слушались, после – нет, и Ноя тоже. Но, как правило, кто-то из детей говорит, что Бог помог Ною собрать животных.)
Правильно, ребята. Молодцы! Смогли защитить Библию. Действительно, Ною не пришлось гоняться за животными. Бог Сам направил их к нему. Он, видимо, выбрал самых сильных и выносливых животных, которые смогут вынести целый год плавания в ковчеге. И эти пары животных сами направились к ковчегу (иллюстрация в д. Библии). В ковчеге было три отделения: нижнее, среднее и верхнее. Наверно, самых тяжелых животных – слонов, носорогов, бегемотов – Ной разместил внизу, тех, кто полегче – лошадей, овечек, козочек – в среднем отделении, а самых легких и птиц – Ной разместил наверху.
Итак, Ной размещает животных… Давайте, сейчас с вами сыграем в игру, которая называется «Взял Ной в ковчег…», а в конце игры вы мне скажете, чего Ной в то время не мог взять с собой в ковчег. Кроме этого вы должны вместе со мной изобразить движения тех животных, которые будут входить к Ною в ковчег. Итак, встаньте все, выйдите из-за парт. Вытянули руки перед собой. Приготовились.
(Начинается игра. Ее схема такая. Учитель с вытянутыми руками говорит строчку: «Взял Ной в ковчег к себе…», называет животное и показывает движение руками. Дети одновременно пытаются повторить слова и движение за учителем. Далее учитель повторяет эту же строчку, называет новое животное с новым движением и вслед за этим повторяет названия и движения животного предыдущего… Затем - новое животное и повторяет названия и движения уже двух предыдущих и так далее – до конца. С каждым новым животным добавляется новое движение, и повторяются названия и движения предыдущих, причем, с убыстряющейся скоростью. Игра вызывает большое оживление, но требует предварительного разучивания и авторепетиций.)
Взял Ной в ковчег к себе курочку.
Курочка: по зернышку кудах-тах-тах (на «кудах-тах-тах» - клюющие взмахи кистей);
Взял Ной в ковчег к себе уточку.
Уточка: ау-тю-тю (на «ау-тю-тю» правая ладонь изображает юркие «уточные» движения лодочки),
Курочка: по зернышку кудах-тах-тах;
Взял Ной в ковчег к себе индюшонка.
Индюшонок: балды-балды (на «балды-балды» движения ладонью, напоминающие
болтание бороды),
Уточка: ау-тю-тю,
Курочка: по зернышку кудах-тах-тах;
Взял Ной в ковчег к себе кисоньку.
Кисонька: мяу-мяу (на «мяу-мяу» указательные пальцы изображают ушки кошки с покачиванием головы из стороны в сторону),
Индюшонок … и т. д.
Взял Ной в ковчег к себе собачонку.
Собачонка: гав-гав (на «гав-гав» ладони в коробочке раскрываются наподобие пасти),
………………….. и т. д.
Взял Ной в ковчег к себе поросенка.
Поросенок: хрюки-хрюки (на «хрюки-хрюки» ладони в кулачках трутся, как вокруг подзорной трубы),
………………….. и т. д.
Взял Ной в ковчег к себе коровенку.
Коровенка: муки-муки (на «муки-муки» руки изображают рожки, голова качается из стороны в сторону два раза),
……………………и т. д.
Взял Ной в ковчег к себе лошаденку.
Лошаденка: стуки-стуки (на «стуки-стуки» ладони изображают топанье копыт),
…………………….и т. д.
И в конце:
Взял Ной в ковчег к себе телевизор.
Телевизор: время-факты (разворот в одну сторону),
Дикторша: ляля-ляля (разворот в другую сторону),
Лошаденка: стуки-стуки,
Коровенка: муки-муки,
Поросенок: хрюки-хрюки,
Собачонка: гав-гав,
Кисонька: мяу-мяу,
Индюшонок: балды-балды,
Уточка: ау-тю-тю,
Курочка: по зернышку кудах-тах-тах.
Так, ребята… (Дети садятся и успокаиваются от оживления.) Чего же Ной не мог взять с собой в ковчег?.. Телевизор, конечно же, телевизор… А всех животных Ной взял с собой в ковчег.
А теперь, ребята, я хочу, чтобы вы были очень серьезными. Сейчас мы с вами узнаем, что же произошло с теми людьми, которые так и не поверили Ною. Это очень грустная, но поучительная история о злых людях, которые ни во что не верили, были беспечными, пока страшное наказание не обрушилось на них.
Итак, Ной разместил всех животных, последним вошел сам, и, в Библии сказано, что Бог Сам закрыл за ним дверь. Это означало, что в живых останутся только те, кто находятся в ковчеге. И вскоре потемнело небо. По нему поползли страшные свинцовые тучи. Люди стали выглядывать из домов: что такое? В Библии сказано: «… открылись окна небесные и пошел на землю дождь». Ливень был такой, представьте, как если взять ведро с водой и перевернуть – сплошным потоком. Люди стали забегать в укрытия и дома, прятаться там. Но ведь никто не готовился к потопу и не ждал его. Вода стала размывать фундаменты. День идет ливень, ночь идет ливень. Второй день, третий, четвертый – неделю не прекращается. Вода пошла к самим домам, стала заливаться через двери и окна. Люди залезают на крыши домов, пытаются там спастись от воды. Вторую, третью неделю идет ливень. Вода поднялась до самих крыш. Люди ломают деревянные крыши, делают наспех плоты, плывут… куда? Где они думают спастись?.. Да-да, в горах. Те, кто доплыл, карабкаются в горы. Четвертую, пятую неделю идет ливень без перерыва. И вот уже из воды торчат только верхушки самых высоких гор. Последние оставшиеся в живых люди и звери цепляются друг за друга, пытаются там спастись от воды… Сорок дней шел ливень, не прекращаясь. И поднялась вода, сказано в Библии, на пятнадцать локтей (можно показать расстояние от изгиба локтя до кончиков пальцев) выше верхушек самых высоких гор. Это означало, что никто из людей не смог спастись. Все они погибли. Вся земля оказалась покрыта водой, и только ковчег с Ноем, его семьей и животными еще целый год будет плавать по воде.
Такая-вот грустная история, ребята… Кстати, в других классах меня спрашивали, могли ли спастись те люди, которые были на плотах? Как вы думаете?.. Нет, не могли. Бог повелел Ною просмолить ковчег снаружи и внутри, потому что плавание будет долгим, а другие наспех сделанные плоты или лодки не были подготовлены к длительному плаванию – никто не верил, что будет потоп – и они быстро разбухли от воды и пошли на дно. Но даже если предположить, что кто-либо из людей и остался на плотах, отчего бы они все равно умерли?.. Конечно, от голода. Ведь целый год земля будет покрыта водой.
А что же произошло с Ноем и теми, кто был в ковчеге? Целый год они плавали, пока вода постепенно не стала убывать. Тогда Ной открыл верхнее окошко и выпустил ворона проверить, есть ли уже земля. Ворон полетал-полетал и вернулся обратно – еще не было земли. Тогда Ной после ворона выпускает голубя, но и голубь вернулся обратно.
А вот когда Ной через неделю снова выпустил его, голубь вернулся обратно, а в клюве держал маленькую зеленую веточку. Что же это означало, ребята?.. Да-да, что появилась земля и на ней – растения. Кстати, по преданию, в клюве он держал оливковую веточку, и теперь голубь с оливковой ветвью в клюве является символом мира.
А через неделю, когда Ной выпустил голубя, он уже не вернулся, остался жить на земле. А вскоре и сам ковчег остановился на высокой горе, которая называется Арарат. Запомните это название, ребята. Многие экспедиции на эту гору пытались найти остатки ковчега, и некоторым из них удавалось найти нечто похожее на остатки огромного деревянного сооружения. Видимо, это и есть тот самый ковчег, правда, более точному исследованию мешают вечные снега и ледники на вершине горы.
Но вернемся к Ною. После остановки ковчега на вершине горы Арарат, Бог повелел Ною выпустить всех животных, чтобы они разошлись по земле, а Ной вместе со своей семьей… Как вы думаете, что он прежде всего сделал?.. Он поблагодарил Бога за спасение, сделал жертвенник и принес Богу подарок – жертву в благодарность за спасение. Видите, каким человеком был Ной? Недаром Бог избрал его среди всех людей. А вы благодарите, говорите спасибо тем, кто делает вам добро? Не забываете? Молодцы! Всегда так делайте.
А теперь я хочу вам дать очень интересное домашнее задание. Поднимите руку те, кто любит рисовать…. Ого, как много! Ну что ж, тогда я всех желающих попрошу нарисовать вот что. Мы знаем из Библии, как был устроен ковчег, что в нем было три отделения – нижнее, среднее и верхнее, что в нем было два отверстия – боковое, через которое зашли люди и звери, и верхнее, через которое поступал воздух – но мы не знаем точно, как он выглядел снаружи. Попробуйте нарисовать ковчег, представить самим, как он мог выглядеть. Это будет очень интересно. А на следующий урок мы посмотрим ваши рисунки. Договорились?
(Иногда до конца урока остается еще немного времени, и можно дать детям дополнительное задание.) Ребята, знаете, меня однажды спросили, а чем же целый год в ковчеге люди и животные питались? В Библии есть ответ на этот вопрос, но сначала узнаем, что думаете вы. (Дети чаще всего называют следующие варианты:
- запаслись заранее;
- Бог давал им есть;
- целый год вообще не хотели есть – Бог так сделал;
- впали в спячку;
- корова – молоко, курица – яйца, ели самих животных.)
Как много вариантов у вас! Скажу вам по секрету, что один из них правильный, но какой, я пока говорить не буду. У кого есть Библия – прочитайте самостоятельно. Там есть ответ на этот вопрос. И не забудьте, у кого появится такое желание, нарисовать сам ковчег. До свидания!
Краткое содержание:
Повторение. Что из того, что мы узнали из Библии, вы считаете самым главным?
Понять по лицу, что хотел сказать учитель. Люди и животные становятся все злее. Всемирный потоп – наказание за зло. Ной – праведный человек. Повеление о строительстве ковчега. 120 лет строительства ковчега и большая продолжительность жизни в то время. Секрет долгой жизни – быть добрым.
Говорил ли Ной о потопе?.. Люди ему не верят. Дети должны изобразить современников Ноя. Перелет на «машине времени». Ной и его «неверящие» современники. Сбор животных по паре. Кто защитит Библию? Как Ной смог собрать животных?.. (Бог Сам их направил.) Размещение животных в ковчеге. Игра «Взял Ной в ковчег…» Чего не мог взять? (телевизор).
События потопа. 40-дневный ливень. Попытки спасения у людей. Всеобщая гибель. Земля целый год покрыта водой. Могли ли спастись люди? (Нет. Или утонули, или погибли от голода.) Год плавания Ноя. Убывание воды. Ворон и голубь. Голубь с оливковой веткой – символ мира. Остановка ковчега на г. Арарат. Благодарность Ноя – жертва Богу.
Домашнее задание. Рисунок ковчега. Чем питались в ковчеге?
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь