Хотите услышать музыку одного гения? Он действительно, полностью соответствовал этому званию. Его имя – Чак Шульдинер. Этот музыкант был настолько велик, что подарил нам целый пласт тяжёлой музыки, и как подобает гениям, умер молодым.
Да, death metal – не его изобретение. Но ведь и Пушкин не придумал поэзию. Именно Шульдинер смог поднять death metal до вершин, благодаря которым данный стиль стал настоящим искусством, разложившись на несколько спектров. Ныне почти любой поджанр этого стиля прямо или косвенно соотносится с именем Чака: а ведь в его руках были и progressive death и классический вариант.
Мы все разные, и нам может не нравиться кубизм, примитивизм или абстракционизм в живописи, но это совершенно не значит, что эти стили не имеют право на существование и своих поклонников. Если провести параллели между музыкой и живописью, то Чак был этаким Сальвадором Дали от тяжмета. Ведь многие восхищаются работами знаменитого испанца. Так же многие восхищаются и работами этого гениального американца.
Наследие его не сильно обширно, и в этой статье мы охватим большую его часть.
Альбом - «Scream Bloody Gore»
Страна – США, 1987 год.
Стиль – death metal
Содержимое: Альбом "Scream Bloody Gore" выпущенный в мае 1987 года детищем Чака Шульдинера, группой Death, родился не на пустом месте. К нему группа шла долгих четыре года, нарабатывая и отшлифовывая стиль и материал.
Он был выпущен на независимом лейбле Combat Records, и что это значило? А значило то, что death metal, как глубоко андеграундный стиль в то время, ещё не проник в массы, и был рискованной экзотикой. Ни одна из крупных студий не вложилась бы в него. Это гораздо позже, когда слава Death покатилась по миру, его стали называть эталонным. Справедливости ради, следует сказать, что «Scream Bloody Gore», при всех его достоинствах, вряд ли заслуживал таких громких эпитетов.
Основное достоинство этого альбома в том, что он сделан с большим усердием и любовью, и стоит абсолютно каждой капли пота его творцов. Многие группы начала 90-х, помимо последующих двух альбомов Death, брали за образец для подражания в том числе и «Scream Bloody Gore», хоть он и представляет собой death metal с большим влиянием thrash metal, и это совершенно не удивляет. Дизайном и оформлением альбома занимался на тот момент внештатный художник Relativity/Combat Records Эдвард Джей Репка. Он известен, прежде всего, как создатель знаменитого талисмана Megadeth Вика Рэттлхеда и ряда обложек других металлических команд. Репка оформлял все три первых релиза коллектива, и они действительно получились прикольными в этом плане.
Первое, что слышится, это низкий звук гитар, и бас, который, если и не выдвинут на передний план, то отчётливо ощущается, придавая ритм-секции дополнительной плотности и низости звучания. Касательно гитар, риффы получились медленнее, чем у тех же Possessed, однако из-за настройки гитар, они звучат заметно тяжелее. Очень важным моментом является вокал – яростный, низкий, мощный и хриплый – именно он и есть настоящий предвестник современного гроула. Также стоит отметить высокие, почти скримовые ноты, которые не уступают предыдущему виду вокала в мощи.
Тексты тоже явились, своего рода, инновацией, ибо если до этого радикальные металлисты пели про войну, сатанизм и прочий оккультизм, а на «Scream Bloody Gore» лирика была посвящена кровавым сценам из фильмов ужасов, не просто касаясь смерти как факта прекращения жизни. Но как же наивно она выглядят сейчас по сравнению с тем, что пишут ныне их коллеги по цеху!
Альбом получился пронизанным сыростью, но очень забойным, этому способствуют эмоциональные вокальные партии и драйвовая ритм-секция. Также альбому присуще быстрые соло, которые хорошо дополняют композиции. Местами можно услышать отстранённые мелодии, которые являются, своего рода, передышкой, чтобы слушатель мог немного отдохнуть, после чего альбом снова окунает в драйв и угар.
Лучшие композиции: «Scream Bloody Gore» безусловно, дубоват, но всё равно заслуживает внимания. Для 80-х годов, раннего дэт-метала, он являлся настоящим достижением. В особом порядке, хочется выделить такие вещи, как «Infernal Death», Zombie Ritual», «Torn To Pieces», «Evil Dead» и заглавную «Scream Bloody Gore».
Альбом - «Leprosy»
Страна – США, 1988 год
Стиль – death metal
Содержимое: «Проказа» - второй по счету альбом легендарной американской команды, на котором ещё нет особого мастерства, но есть замечательные идеи. По лирике альбом больше социальный, чем пугающий, тексты отошли от мясо-кровавой направленности. Музыка пока ещё не стала техничной и грамотной. Риффы монотонны и бледноваты, игра ударника не примечательна ничем, кроме постоянства и предсказуемости. Но соло-гитара мне безусловно понравились: заложенная в ней энергетика и уже здесь проявившаяся изобретательность работают на общую динамику «Leprosy».
Уже этот альбом сформировал, определил границы направления. Он явился незабываемой школой для многих групп, стал еще одним шагом Чака в развитии тяжелой музыки. “Leprosy” отличается от своего предшественника большей продуманностью материала и ростом Чака как композитора, так и поэта.
Лирика на этом диске стала более философской, Чак поднимает в своей поэзии целую кучу проблем. Тут вам и врачи убийцы («Born Dead»), и безразличие к чужой погибели («Left To Die»), и нездоровый интерес к смерти («Open Casket»). Чувствуется, что Чак готов пожертвовать своим надорванным голосом, чтобы донести до нас правду. И именно эта надрывная эмоциональность и искренность здесь невероятно цепляют. В неуклюжей и корявой, прямолинейной и однотипной, иными словами, какой-то черно-белой игре музыкантов угадываются в будущем потрясающая техника и композиторское мастерство.
Лучшие композиции: Главные треки этого альбома: "Leprosy", "Open Casket", и центральный боевик этого диска "Pull the Plug", который стал прототипом того метала, к которому Чак всегда стремился.
Альбом - «Spiritual Healing»
Страна – США, 1990 год
Стиль – death metal
Содержимое: «Spiritual Healing» - показательный релиз. Он открывает нам глаза на то, как группа может эволюционировать всего лишь за несколько лет - от костного и несовершенного «Scream Bloody Gore» до этого мастерского альбома.
Да, Чак тут выложился практически на все 100. Уже нет никакого однообразия, сырости, кровавых текстов. Качество записи тоже прибавило. Я думаю, что он произвёл на современников колоссальное впечатление.
Музыка стала технически более сложной, чуть более мелодичной. Сами песни удлинились, если вспомнить, то на предыдущем альбоме самой долгой была заглавная «Leprosy» - 6 минут, тут же самая долгая – «Spiritual Healing», около восьми. Но при этом они продуманы до каждой ноты, и это невероятно круто. Описывать содержание не так уж и просто, каждая песня – небольшая зарисовка на большую проблему. Сектантство, промывка мозгов, низменные инстинкты, лицемерие, всё это освещается, тем ни менее без какого-либо человеконенавистничества, а преподносится как горький факт нашей с вами жизни. Соло стали просто великолепными, и вокал Шульдинера стал более выверенным и сдержанным.
Значимость какого-либо из альбомов группы (в процессе становления этой самой группы в частности, или в разрезе того или иного музыкального направления) и качество этого самого альбома - это разные вещи, и не надо их путать. «Spiritual Healing» выгодно отличается от предыдущих двух работ, но, как оказалось он ещё не является вершиной творчества Death. Гений Шульдинера проявился чуть дальше.
Лучшие композиции: на альбоме выделяются "Living Monstrosity" и титульная "Spiritual Healing" написанные лидером группы. Следует отметить и написанные в соавторстве с Мерфи "Within the Mind" и "Killing Spree", на которых авторы представляют довольно гармоничный гитарный дуэт. Отдельно хочется отметить "Low Life", которая сразу стала моим фаворитом на альбоме благодаря запоминающемуся гитарному вступлению.
Альбом - «Human»
Страна – США, 1991 год
Стиль – progressive death metal
Содержимое: Удивительный альбом Death, с которого можно отсчитывать начало эстетической сакральности музыки коллектива. Вроде и красками он не блещет, не слепит глаза, вроде и харизма исполнителей хоть и на уровне, но границы не разрушает… Но главное здесь другое: есть в нем мера, некий баланс, который до сих пор заставляет нас восторгаться стечением обстоятельств, позволивших «Human» быть таким, каков он есть. Отойдя от полумистификаций и попробовав трезво оценить это произведение дэтового искусства, можно прийти к выводу, что сила и своеобразная красота этого альбома, а также его успех обеспечиваются рядом факторов, преимущественно человеческих.
Во-первых, это аскетичные, но титанически прекрасные в своей точности и цепкости риффы. Соло не играют большой роли в музыке группы, но это не может быть признано недостатком – такой дэт ориентирован на ритм, собранность и композиционную целесообразность.
Во-вторых, это аккуратная и в целом немногословная работа ударника. Шон Райнерт предоставляет солидную ритм-поддержку Чаку; его игра всегда соразмерна гитарным партиям, но при этом он демонстрирует и изрядную долю свободы, благо в музыке Death встречаются замедления, когда можно осторожно акцентировать свое присутствие звоном тарелок и ввернуть пару вольных сбивок.
В-третьих, это вокал Чака, который на протяжении всей карьеры его носителя был верен букве дэт-метала, будучи всегда напряженным и боеспособным, как и музыка.
«Human» славится тем, что трудно поставить ту или иную песню выше другой, выделить какие-то более важные органы целого организма. Вывод из всего вышеизложенного прост: это один из лучших альбомов классического дэт-метала, в котором невооруженным глазом видна серьезная заявка на вес команды в техническом отношении. Это тот пример, когда все лаконично и выразительно и нет ничего лишнего. Это творчество, которое хочется возвести в культ, да оно так и получилось.
Лучшие композиции: в принципе, тут нет ни одной лишней песни. Особенно добрым словом хочется помянуть “See Through Dreams”, которая вся как движущийся монолит, локомотив, неумолимо несущийся на слушателя. Инструментал “Cosmic Sea” выбивается из ряда достаточно доступных песен, заключая в себе что-то большее и выходящее за грани чувственного восприятия. Его отличает грань с научной фантастикой и психоделикой, достойной ранних Pink Floyd. Очень необычен и крен в сторону экзотики в начале “Lack of Comprehension”, которая затем никак об этой своей особенности не напоминает. Но тут следует слушать все, без изъятия. Это действительно круто.
Альбом - «Individual Thought Patterns»
Страна – США, 1993 год
Стиль – progressive death metal
Содержимое: Все альбомы Death, за исключением именно "Individual Thoght Patterns", были в определенной степени новаторскими. Этот же релиз является самоцитированием: он очень созвучен "Human", выдержан в той же манере игры, в том же звучании. Так ли это плохо? Ничего радостного в этом, конечно, нет, но все-таки это не та музыка, которую стыдно цитировать, поэтому и порицать здесь особо нечего.
Но поругать все-таки есть за что: песни не такие драйвовые и запоминающиеся, как на предыдущем альбоме. Хотя музыка по-прежнему сильная, и техника, как всегда, на высоте. Пожалуй даже, что Чак Шульдинер даже несколько вырос как гитарист со времен "Human". Чтобы это оценить, достаточно обратить внимание на сложность и мелодичность гитарных партий.
Странное дело - логично служа переходным мостиком в деле совершенствования техники игры и мастерства сочинения действительно композиций, а не просто песен, между "Human" и "Symbolic", "Individual Thought Patterns" выпадает по настроению и звучанию. Он самый хлипкий по саунду, приближенный к типичному стандарту звучания дэт групп начала девяностых. Он первый, в котором Чак Шульдинер начинает переходить на скриминг, и первый, в котором отчётливно слышны все басовые партии. В и без того минорном творчестве Death данный релиз является наиболее печальным, мрачным и депрессивным. Создателю группы "Смерть" явно не нравилась Жизнь, что поделаешь.
Лучшие композиции: в данном, украшенном то ли ядерным взрывом, то ли черепом-вид-сзади альбоме можно отыскать отдельные песни и отдельные мелодии, которые вполне достойны пера Death: "Trapped in a Corner", "Nothing Is Everything", "The Philosopher". Примичательны дуэты с Andy LaRocque, на уровне вся работа инструменталистов, не хватает лишь какой-то почти неощутимой малости. На этом альбоме Чак и впрямь "запер себя в угол", оставив для использования не так уж и много выразительных средств, чтоб считать "Individual Thought Patterns" лучше «Human».
Альбом - «Symbolic»
Страна – США, 1995 год
Стиль – progressive death metal
Содержимое: «Symbolic» - это настоящий символ, символ того, что экстремальные направления музыки тоже могут быть «высоким» искусством. Искусством глубоким и гениальным, и очень жаль, что для большинства меломанов слово дэт-метал ассоциируется с Cannibal Corpse, а не с одноименной жанру группой. Потому до сих пор у многих сложилось впечатление о жанре как о брутальной какофонии, несмотря на наличие целого прог-дэтового направления. Впрочем, таких людей легко переубедить. И лучший способ - дать послушать позднее творчество Death.
«Symbolic» являет собой консистенцию смелых музыкальных экспериментов, выдержанного стиля, высочайшей техники музыкантов и громадного творческого потенциала. Музыку, которой пронизан этот диск, даже сложно назвать каким-то конкретным жанром. Да и нужно ли это вообще? Девять абсолютно разных и так похожих друг на друга композиций, это тот самый пик, достигнуть которого стремятся все мало-мальски уважающие себя музыканты, по достижению которого они переходят в разряд артистов вне категорий.
«Symbolic» как раз и оформил этот переход, вписав имя Death в книгу славы тяжёлого рока, а самого Шульдинера обессмертил при жизни. Тут все вещи, безусловно, продуманны, таят множество нюансов и неожиданных секретов. Чак отдает себя всего без остатка, и даже немного больше в соляках, в вокале, во всем – и эта надрывность, предчувствие конца создает уникальную атмосферу.
Каждый найдет на диске что-то своё – кого-то покорят виртуозные, уместные скорее на пластинках heavy групп соляки, кого-то сложные и прогрессивные death структуры, кто-то поразится немалой энергетике и услышит отголоски раннего thrash metal, но абсолютно ясно одно: «Symbolic» - этот тот диск, который обязателен к прослушиванию для всех неровно дышащих к тяжелой музыке.
Лучшие композиции: несмотря на растущую прогрессивность саунда, альбом просто накачан сильными вещами. Каждая песня уникальна по-своему, а выделить какие-то конкретные песни очень сложно. Но, если говорить о вещах, которые автор слушал over 1000 раз, то это «Sacred Serenity», «1,000 Eyes» и, безусловно, заглавная «Symbolic». Её я считаю одной из самых ярких песен в death metal вообще.
Альбом - «The Sound Of Perseverance»
Страна – США, 1998 год
Стиль – progressive death metal
Содержимое: Перед нами материал, который писался для сайд-проекта Control Denied, но всё-таки вышел под маркой Death, ибо так настояли продюсеры. Чак видел этот материал именно под вывеской побочного коллектива, ибо ему казалось, что пишущийся им материал не совсем соответствует стилистике его основной группы. И действительно, любую из этих композиций можно смело поместить в альбом Control Denied, и если бы не разница вокалов, то эти альбомы очень стилистически похожи.
Шульдинер понял, что он вырос из death metal, и ему хотелось покорять новые музыкальные горизонты и осваивать прежде неосвоенное. Трудно и мучительно рождался этот диск, особенно в силу постоянно косящих Чака болезней. Альбом получился просто прекрасным, виртуозно сыгранным, но весьма своеобразным. Просто уж очень он наворочен. Даже чересчур. Я, например, с первого раза его не освоил.
Основным недостатком этого диска я считаю слишком большой хронометраж большинства (больше 7 минут) композиций. Поэтому поначалу тяжело дослушать этот продукт до конца и тем более усвоить песни. Если сравнивать его, например, с «Symbolic», то тут мы не увидим той целостности композиций, которая превращала бы его в высеченный из монолита шедевр.
В заключении хочется сказать, что очень жаль, когда умирает музыкант, который тебя вдохновляет и каждого его творения ты ждёшь с нетерпением. Пусть земля тебе будет пухом, Чак Шульдинер, гений death metal!
Лучшие композиции: из песен для меня выделяются инструментал"Voice of the Soul ", трек "Spirt Crucher" и конечно, кавер на бессметную вещь богов хэви Judas Priest "Painkilller".