Найти тему

Девушки с веслом в рисунках "Крокодила": которая из двух?

Привет, друзья! Сегодня поговорим на одну из моих самых любимых тем - о девушках с веслом. Заодно немного вам о их расскажу.

Я с детства знала что фраза "девушка с веслом" означает плохую парковую скульптуру. И даже говорили не "девушка", а "баба". Какого же было мое удивление, когда я изучила историю этой скульптуры! началось это лет двенадцать назад. Мне вдруг очень захотелось раскопать про эту девушку, вот прямо очень. И обнаружив две первые фигуры я была поражена - обе были прекрасны.

Кстати, недавно в комментариях обсуждали это с уважаемым Ярополком. О том, что прототипом одной из фигур была убитая немцами юная разведчица Вера Волошина. Так вот. Изначально величественную обнаженную фигуру изваял Иван Шадр для Парка Горького в 1935. Она была похожа на античную богиню. Но фигуру подвергли критике, и скульптору пришлось создать позже более попсовую модель - не такую мускулистую, не такую грозную.

Другой прекрасный скульптор, Ромуальд Йодко, также изваял девушку с веслом. Даже двух девушек. Ну как - это один образ девушки с каре которая стоит в разных позах. Одну фигуру установили на водном стадионе "Динамо", вторую на стадионе "Электрик", сообщает Википедия. Что еще за "Электрик", подумала я и стала гуглить. Особо ничего умного не нагуглила. Но как я поняла, речь идет о стадионе Электромаша "Сталинец". Это было, как выясняется, очень интересное и пафосное сооружение, украшенное многочисленными фигурами. Но в 1966 его снесли, и построили стадион "Локомотив". Вот как-то так.

Кстати, еще одна фигура работы Йодко сохранилась в Парке Горького - "Прыжок в воду". И да - его "Девушка", в отличие от шадровской, одета. По-спортивному, в шорты и майку. Ну так вот, то что тиражировалось для советских парков было не так эстетично, как прототипы. Но тиражировалось в огромных количествах. Ну что ж, смотрим! Да не просто смотрим - угадыаем, где которая.

 журнал "Крокодил" №28 1948
журнал "Крокодил" №28 1948

Вот, смотрите, это "Девушка", Йодко. Причем та, что стояла в стадионе "Сталинец" - вот такая поза ног была, очень точно передано. Даже то, что одна нога на небольшом возвышении. Это не самостоятельная карикатура, а иллюстрация в фельетону. Вот фрагмент:

Прогулка по Свердловску

Огромный пруд в центре Свердловска является украшением города. Водой его снабжает река Исеть. По части грязеснабжения пруд обслуживают несколько пайщиков: Верхнеисетский завод, Уралмаш, завод «Металлист» и другие. Один Верхнеисетский завод платит ежегодно до 400 тысяч рублей за загрязнение пруда. Внушительной суммы многолетних штрафов с лихвой хватило бы на его очистку. А пока на набережных тоскуют любители водного спорта и рыбной ловли. Водная станция закрыта, а рыба, побеждённая заводскими отходами, тихо скончалась.

Художники А.Елисеев и М.Скобелев журнал "Крокодил" №07 1966
Художники А.Елисеев и М.Скобелев журнал "Крокодил" №07 1966

Ну, в очереди стоит шадровская девушка - даже от весла в другую сторону сморит.

А тут, кажется, мухинская "Колхозница" разделась и взяла весло:

Художник А.Крылов журнал "Крокодил" №31 1971
Художник А.Крылов журнал "Крокодил" №31 1971

Эстетику - в производство!

Непонятно, которая тут - но явно чем-то смущена.

Художник Б.Лео журнал "Крокодил" №02 1972
Художник Б.Лео журнал "Крокодил" №02 1972

-Ты бы лучше мне пару тарелок высек!

журнал "Крокодил" №07 2007
журнал "Крокодил" №07 2007

К сожалению, имя художника я установить не смогла, нигде не отмечено было.Но перед нами довольно точный образ той фигуры работы Йодко, что стояла на водном стадионе "Динамо. Поза, прическа - все как было.

Вот... Ну что ж - обнимашки и хороших выходных, друзья!

Канал карикатурПривет, меня зовут Нарине. И это мой канал карикатур.