Рассказываем что нужно знать о «зеленом камуфляже» компаний, чтобы не дать маркетологам себя обмануть.
Гринвошинг — это рекламный ход, с помощью которого бренды выглядят экологичными, хотя на самом деле могут не прилагать никаких усилий для сохранения природы. Этот термин появился только в 1980 году, но уже стал настолько популярным, что даже вошел в Оксфордский словарь.
По статистике на 2021 год 85% покупателей по всему миру за последние 5 лет стали выбирать более экологичные товары.
1. Признаки гринвошинга
С приходом такого явного тренда на упаковках теперь все чаще появляются надписи: «эко», «100% натурально», «чистый продукт», «органический» и т.д. Но сами по себе подобные метки еще ничего не гарантируют, а в России термин «экологичный товар» вообще не закреплен законодательно.
Международная организация по сертификации безопасности UL выделила 7 «грехов», помогающих различить недобросовестные «зеленые» уловки производителей:
- Скрытый компромисс — акцент только на нескольких полезных качествах продукта, без учета других аспектов производства;
- Бездоказательность — заявление без фактического подтверждения или сторонней сертификации;
- Размытость — использование неоднозначных широких терминов (например, «природный»);
- Ложные ярлыки — имитирование одобрения третьей стороной (например, поддельные маркировки);
- Меньшее из двух зол — утверждение, которое может быть верным для конкретного товара, но отвлекает от более значительного воздействия на окружающую среду данной категории в целом;
- Обман — намеренное введение в заблуждение.
2. Экомаркировка
Экомаркировка — это особый знак на упаковке товара, подтверждающий, что производитель действительно соблюдает экологические стандарты. Настоящую экомаркировку можно получить, только пройдя сертификацию.
Самый простой способ отличить добросовестного производителя — это использовать мобильное приложение «Ecolabel Guide». Оно сканирует любой знак на упаковке и проверяет, является ли данная метка настоящей экомаркировкой и какое значение несет.
Если по каким-то причинам неудобно использовать приложение, то стоит запомнить несколько основных экомаркировок: «Листок жизни», «Северный лебедь», «Европейский цветок», «Голубой ангел».
Они подтверждают экологичность товара по всему жизненному циклу: от добычи сырья до утилизации. Кроме того, маркировки бывают еще этичные (например, «справедливая торговля») и органические (об отсутствии синтетических добавок). Подробнее обо всех видах экомаркировок можно узнать в руководстве Экологического союза.
Борьба с гринвошингом не только помогает покупателю осознанно выбирать продукты, но и мотивирует производителей изготавливать безопасные для окружающей среды товары.
Пока экологическая грамотность потребителей находится на низком уровне, продавцы и дальше будут использовать «зеленый камуфляж», способный навредить и нашей планете, и здоровью людей.
С заботой о природе и о вас, Clioland