Вспомните, как в детстве вам читали #сказки. Вы попадаете в совсем другой мир, где тонкой пеленой окутывает волшебство. Вам хорошо, тепло и уютно. Но мне встречались #родители, которые считают, что сказки детям не нужны. Даже вредны. Напишите своё мнение в комментариях. Может быть они правы? Или нет? Давайте рассуждать.
Символика содержания сказок
Ранее мы говорили о связи сказок с народными преданиями. Славянская мифология, строго говоря, олицетворение природных явлений. Вероятно, это повлияло на иносказательность фольклора. Ни одна сказка не объясняет прямо, что хорошо, что плохо.
Но вывод напрашивается сам собою. Он рождается на подсознательном уровне. Мне не приходилось встречать детей, которые бы путали в сказке эти понятия.
Эмпатия
Обстановка волшебства заставляет ребёнка проживать жизнь героев повествования, смотреть на события их глазами. Чадо начинает думать за них, принимать решения, замечать ошибки и подсказывать другие пути. У очень эмоциональных детей это выражается вербально. Часто переживания заметны на их лице, в каких-то междометиях.
Главный результат – чадо учится становиться на место другого человека. В дальнейшем это поможет их коммуникабельности, воспитает умение понимать людей.
Маски
В сказках герои иногда меняют свою сущность. Вспомните «Финист Ясный сокол», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Царевна-лягушка» и многие другие.
Во-первых, в большинстве случаев трансформация происходит либо как наказание, либо из-за чужой злой воли. Чтобы вернуться в прежнее состояние, героям или тем, кто о них заботится, приходится преодолеть ряд испытаний. В любом случае им необходимо осознать основополагающие истины, пересмотреть систему ценностей.
Во-вторых, ребёнок начинает понимать, что не всегда мы видим истинное лицо. Чудовища превращаются в прекрасных юношей тогда, когда их полюбят ужасными. Сказка учит: то, что снаружи неважно, важна душа человека.
Вот и сказке конец
В сказке всегда добро побеждает зло. В жизни, разумеется, не так. Поэтому некоторые родители и считают сказки вредными. Якобы они дают неверные представления о действительности. Но эта палка о двух концах.
1. Чтобы добро победило, героям нужно пройти множество тяжёлых испытаний. Счастье не падает подарком на беспутные головы. Нужно приложить недюжинные усилия, чтобы добиться его. Так что никакого искажения действительности нет.
2. Счастливый конец даёт малышам чувство защищённости. Они ведь переживают, сочувствуют. И когда добро победило, возникает чувство удовлетворённости: так и должно было случиться. К счастливому концу нужно стремиться, нужно за него бороться. Тогда всё будет хорошо.
Сказочные духи
Все духи в сказках: Баба Яга, Кикимора, Домовой, Мороз и др. имеют двойственную сущность. Они могут и вредить, и помогать в зависимости от поведения героев. Мораль проста: как аукнется, так и откликнется. Я уж не говорю об отношении к природе, которую эти духи олицетворяют.
Дети без сказок
Теперь посмотрим на людей, которые выросли в «реальном» мире.
Девушки выходят замуж не за любимых юношей, ничего ещё не имеющих в кармане. Они ищут богатых «папиков». Главное, чтобы их обеспечивали. Они не понимают, что «чтобы стать генеральшей, нужно с лейтенантиком помотаться по гарнизонам».
В сказках ни одна Василиса, Марья, Настасья не выходили замуж за Кощеев, престарелых царей или их нерадивых сынков. Они отдавали свою любовь тем, кто был личностью, любил их и мог совершить любой подвиг ради них. Совсем другие ценности.
Юноши уважают, окружающих, не относятся к ним потребительски. Они не идут по головам ради своей цели. В самых сложных ситуациях они помогают тем, кому это нужно. И добро возвращается к ним. Слышу скептические возгласы. Нет, ребята, именно так. Но добро должно быть умным.
Я не стану утверждать, что только отсутствие сказок приводит к таким перекосам сознания. Но волшебство должно быть в жизни ребёнка. От этого он становится добрее, чище, лучше.
#дети #воспитание ребенка #психология #развитие ребенка #родители и дети