Найти тему
Кинокружок Курилова

Новый фильм про техасскую бензопилу отказывается от «семейных» традиций

Оглавление

Texas Chainsaw Massacre 2022 года от Netflix не похожа на оригинал 1974 года в ряде ключевых моментов. Здесь больше политизированности, нет захвата и пленения героев, иное отношение к женщинам и гораздо более ловкое использование бензопилы.

В предыдущем тексте я отметил ряд моментов, отличающих новую Texas Chainsaw Massacre от фильма Тоуба Хупера 1974 года. Сейчас продолжу.

Поднята модная в новых ужастиках («Кэндимен», «Адское бинго») тема принудительной джентрификации в старых городках и кварталах. Кадр из к/ф Texas Chainsaw Massacre.
Поднята модная в новых ужастиках («Кэндимен», «Адское бинго») тема принудительной джентрификации в старых городках и кварталах. Кадр из к/ф Texas Chainsaw Massacre.

Как мы уже знаем, в новом кино три девушки и парень решили поиграть в ревитализаторов: выкупили почти задаром заброшенный городок Харлоу и устроили в нем встречу с потенциальными покупателями. По ходу дела выселили из городка бывшую хозяйку приюта, которая от расстройства умерла. Такая несправедливость расстроила жившего в приюте Буббу Сойера (Кожаное лицо, Лезерфейс). И он снова взялся за бензопилу.

Хупера редактирует Альварес

Главное в классике 1974 года – не социалка, а заложенные стандарты слэшера, которыми киношники пользуются полвека. Часть классических элементов сохранили и в 2022 года. Но не все. Во многом тут намеренно отходят от стандартов первой части. Порой с точностью до наоборот.

Ранее второстепенные персонажи были связаны с семьей Лезерфейса и опасны. Сейчас ситуация изменилась. Кадр из к/ф Texas Chainsaw Massacre.
Ранее второстепенные персонажи были связаны с семьей Лезерфейса и опасны. Сейчас ситуация изменилась. Кадр из к/ф Texas Chainsaw Massacre.

Это не случайность, ведь сопродюсеры – уже заслуженные художники Федерико Альварес и Родольфо Саягес, работавшие на риквеле Evil Dead и на двух «Не дыши». Уже съемки Evil Dead, при уважении к классике (под присмотром Брюса Кэмпбелла и Сэма Рэйми), были ревизионистскими.

Новая TCM более радикально пересматривает наследие. Ну, и что? Сами классики в сиквелах Evil Dead и TCM чудили с мерой условности и стилем, скатываясь к черной комедии.

«Последняя девушка» передает эстафету

TCM (1974) – первый широко известный фильм, оформивший троп «последняя девушка». Ею была Салли Хардести, уцелевшая в 1973 году. В новом кино пожилая Салли придет на разборку с Лезерфейсом и передаст эстафету новой Final Girl – Лайле, сыгранной 18-летней Элси Фишер (номинант Золотого глобуса, «Восьмой класс»).

В центре сюжета – две сестры. Кадр из к/ф Texas Chainsaw Massacre.
В центре сюжета – две сестры. Кадр из к/ф Texas Chainsaw Massacre.

Юмор авторов в том, что в 70-х Салли не использовала весь потенциал Final Girl, не вступила в схватку с антагонистами. В 2022 году она устроит долгожданный реванш со словами «Я ждала эту ночь 50 лет, чтобы увидеть его снова». И передаст эстафету новой «последней девушке», вместо палочки будет ружье.

Без фамильных ритуалов

По какой причине Салли за полвека не смогла найти антагониста, жившего рядом, сказать сложно. Продавец магазинчика на заправке на такое отвечает легко: «Ха, он же был в маске!» Куда делись остальные члены семьи, что без масок, не сообщается. Но за полвека слешер-инновация Хупера в виде двухметрового бугая в маске стала таким стандартом, что ждет Салли, конечно, Лезерфейса. Как и все мы.

Первую Final Girl Салли Хардести играет Олуэн Фуэре, а уже умершую Мэрилин Бёрнс покажут только в псевдодокументальном сюжете. Кадр из к/ф Texas Chainsaw Massacre.
Первую Final Girl Салли Хардести играет Олуэн Фуэре, а уже умершую Мэрилин Бёрнс покажут только в псевдодокументальном сюжете. Кадр из к/ф Texas Chainsaw Massacre.

Почти отсутствие темы семьи (не считая короткую роль мамы), также является новинкой в фильме 2022 года. Лезерфейса ранее делало окружение. Сейчас семью убрали, и даже потенциальные «дальние родственники», которых герои встречают в разных локациях, оказываются нормальными гражданами, хоть и не в восторге от «демократов».

При таком раскладе уходит тема плена и, скажем мягко, физических и психологических испытаний героев в кругу семьи психопатов. Вместо этого – более жесткий слэшер, в котором Лезерфейс вынужден отдуваться один за всех, приближаясь к мрачным одиночкам Майклу Майерсу и Джейсону Вурхизу, хотя они были его «последователями».

Щедрая гостеприимная нарезка

И это еще не все. Раз уж фильм теряет много старых компонентов, авторы заполняют пустые места новой жестью. TCM (1974) в части холодного оружия был весьма деликатным фильмом. Новое кино – наоборот.

В новом фильме отношение к героиням-женщинам стало менее эксплуатационным, как по сюжету, так и по ракурсам съемки и нарядам. Кадр из к/ф Texas Chainsaw Massacre.
В новом фильме отношение к героиням-женщинам стало менее эксплуатационным, как по сюжету, так и по ракурсам съемки и нарядам. Кадр из к/ф Texas Chainsaw Massacre.

Лезерфейс почти не выключает пилу, да еще использует другие подручные средства, в итоге счет выбивших от его рук персонажей идет на десятки. Чего только стоит сцена в автобусе. И этой уже не просто слэшер. Альварес делает ставку на элементы сплэттера.

Это весьма эффектно. Хотя обилие сплэттер-эффектов несет двойной результат: фильм получает мощный драйв, но теряет в страшности.

Ценители древностей будут фыркать, что Альварес все испортил, и для съемок такого нет нужды в названии TCM. Но стоит ли быть такими серьезными? Никто не запрещает пересматривать ремейк и его приквел Майкла Бэя. Они не устарели. Новый фильм другой и в этом хорош.

Лезерфейсу приходится отдуваться за всю семью, поэтому он превращает слэшер в сплэттер. Кадр из к/ф Texas Chainsaw Massacre.
Лезерфейсу приходится отдуваться за всю семью, поэтому он превращает слэшер в сплэттер. Кадр из к/ф Texas Chainsaw Massacre.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!