В мировой истории всегда находились люди, которые вели себя или ощущали окружающий мир не как все остальные, а по-особенному. Нередко они были невменяемыми, с «отклонениями», с точки зрения установленных гласных или негласных норм и правил (законов или обычаев). Их объявляли сумасшедшими, заключали в тюрьмы или подвергали более суровым наказаниям.
Часто голос обвиняемых можно было услышать лишь в протоках допросов или при оглашении суровых приговоров подвергнутых наказанию.
Дисциплинарная роль государства практически не ставилась под сомнение вплоть до XX века, когда воцарение многочисленных авторитарных режимов или правление локальных хунт заставило по-иному взглянуть на судьбу жертв несправедливых, с точки зрения природы, вердиктов.
Одним из пионеров в исследовании проблем жертв государственного контроля или общественного мнения (часто более жестокого и непредсказуемого) стал крупнейший американский социолог и музыкант Говард Беккер.
Жизнь и достижения Говарда Беккера
Говард Беккер родился в Чикаго в 1928 году. Его предки приехали в США из Прибалтики, входившей тогда в состав Российской Империи.
С детства мальчик полюбил музыку, особенно когда родители подарили ему на день рождения фортепиано.
Говард Беккер брал уроки у известного джазового саксофониста Ленни Тристано, научившего его импровизировать при исполнении бибопа и прочих джазовых номеров.
Беккер планировал стать профессиональным музыкантом, зарабатывая на жизнь в ночных заведениях Америки. Родители были обеспокоены таким будущим для своего единственного чада. Чтобы их немного успокоить, Говард Беккер поступил в Чикагский университет, закончив его со степенью бакалавра.
В качестве темы для своей магистерской работы Беккер выбрал раскрытие профессии музыканта. Для натурных наблюдений он даже устроился работать в бар на 63-ей улице в Чикаго.
Его руководителем по учебной работе стал знаменитый ученый, один из основателей американской социологии, Эверетт Хьюз. Авторитетному наставнику понравилась идея Беккера наблюдать за жизнью американской музыкальной богемы изнутри, тем более что Говард легко мог сойти за своего.
Чтобы продолжить обучение в аспирантуре, Беккер собрал материалы для диссертации на тему «Ролевые и карьерные проблемы учителей государственных школ».
После того, как Говарда Беккера не стали приглашать для работы в научные институты страны, он решил заняться исследованиями потребления марихуаны среди несовершеннолетних. Часть материала, собранного Беккером в барах и стриптиз-клубах Чикаго, позволила издать культовую работу «Аутсайдеры».
Говард Беккер продолжал работать музыкантом и параллельно исследовал девиантное поведение своих коллег.
В 1962 году Говард Беккер уезжает в Стэнфорд, после чего получает должность профессора социологии в Северо-Западном университете. Из-за этого он был вынужден распрощаться с мечтой о музыкальной карьере, налаживая работу в академической среде среди новых респектабельных сотрудников.
В 1970 году Говард Беккер пишет книгу «Миры искусства» и увлекается фотографией. В Северо-Западном университете при его непосредственном участии появляются курсы по визуальной социологии.
После выхода на пенсию в 1991 году Говард Беккер выпустил музыкальный компакт-диск, явившийся приложением к изданным им статьям по истории искусства.
«Аутсайдеры»
- В 1963 году никому тогда неизвестный социолог Говард Беккер выпустил в свет нашумевшую впоследствии работу с необычным названием.
- В ней отразилась нонконформистская позиция автора на устройство современного ему общества. «Аутсайдерами», по мнению Беккера, являются людьми, которых считают девиантными, то есть с отклоняющимся от принятых норм поведением, с точки зрения группы окружающих их соседей. Причем сами аутсайдеры могут не считать себя виновными в нарушении благопристойности.
- Для разграничения степени включенности «девиантного человека» в структуру общества Говард Беккер вводит несколько типов поведения аутсайдеров: от конформизма и ложного обвинения до скрытой и чистой девиантности. Очевидно, что случай чистой девиантности будет возникать в том случае, когда человек перестает ощущать постоянный гнет общественных норм и выходит из тени на всеобщее обозрение.
- Девиант как индивид объединяется с другими индивидами по схожему образу жизни и образуют девиантную группу, или субкультуру. В рамках своей группы девианты рационализируют свой новый статус, придумывая ему логическое обоснование с помощью исторических, юридических и прочих областей знания.
Например, в воровском сообществе неопытный вор быстро постигает своего азы мастерства, то есть умение мгновенно уйти от правоохранительных органов или безболезненно сбыть краденое.
- Чтобы продемонстрировать обоснованность своих выводов о «наклеивании ярлыков» обществом на признанных нарушителями норм индивидуумов, Говард Беккер исследовал поведение потребителей марихуаны.
Поведение потребителей марихуаны
Говард Беккер подчеркивал, что в своем исследовании он разбирает поведение курильщика марихуаны, которое приводит последнего к курению ради удовольствия. В отличии от других наркотических средств, марихуана не вызывает у человека привыкания, поэтому для Говарда Беккера был важен нерегулярный характер потребления.
В этом случае особенно рельефно будет выступать давление на девианта со стороны общества, тогда как фактор зависимости со стороны наркотика можно исключить.
- Потребитель марихуаны овладевает техникой курения, позволяющей вызывать нужные эффекты, связывать их непосредственно с курением и уметь наслаждаться полученными приятными ощущениями.
- В то же время общество пытается контролировать потребителя марихуаны, ограничивая ему доступ к наркотику, вынуждая курильщика скрывать свое «увлечение» от посторонних глаз и, наконец, определяя такое поведение как аморальное.
- Очевидно, что аморальность больше всего страшит нарушителя, поэтому только в группах людей со схожими увлечениями он находит самооправдание своим действиям.
- Нередко изменение социального статуса (смена работы, создание семьи и так далее) является сигналом для окончания «порочной слабости».
- Социальная жизнь, на чем настаивал Говард Беккер, строится на взаимодействии различных групп людей, а не между одним человеком лицом к лицу с другим. Следовательно, правительственные и общественные «классы» вынуждены подстраиваться под девиантные группы, конструируя новые моральные смыслы и ценности и отменяя ранее установленные правила. Таким образом, то, что сегодня признается допустимым, в прошлом имело статус запрещаемого.
- Говард Беккер подчеркивал, что современные исследователи не могут преодолеть границу между системой действия, к которой относятся соответствующие поступки и системой действия, к которой относятся соответствующие суждения.
- Примером первой системы являются действия, приводящие к нарушению норм и правил, установленных в обществе, сознательное или по причине психологического отклонения человека.
- В качестве примера второй системы можно указать на людей, с которыми обращаются как с нарушителями норм. Очевидно, что совершившие противоправные действия и подвергнутые за него штрафным санкциям – это не одно и тоже лицо.
Например, распространителем краденого может оказаться тот, кто купил последним запрещенный товар, не догадываясь о его криминальном происхождении.
Говард Беккер настаивал на том, что в рамках интеракционной теории (теории взаимодействия различных социальных групп) возможно решить проблему несводимости первой системы ко второй. Достаточно признать их автономность и точку их пересечения друг с другом.
Говард Беккер и «наклеивание ярлыков»
Говард Беккер в работе «Аусайдеры» исследовал жизнь потребителей марихуаны и джазовых исполнителей. Тесное знакомство с артистической жизнью Чикаго позволило ученому проникнуть в запретную для посторонних глаз зону музыкальных коллективов, умело располагая к себе замкнутых и таинственных личностей шоу-бизнеса.
Теория Говарда Беккера по «наклеванию ярлыков» обладала особой актуальностью в пору «охоты на ведьм» эпохи маккартизма или в более поздние времена принудительного лечения упорствующих советских диссидентов или высылкой недовольных вольнодумцев за границу.
Опасность всегда подстерегает не только преследуемых, но и контролирующие их властные органы. Если верховная власть потеряет гибкость и не сможет вовремя обновить нормативы в соответствии с последними духовными веяниями, отражающими настроение общественных групп, то произойдет насильственная вертикальная трансформация действующих сил власти.
Будем надеяться, что насильственная девиантность из-вне уступит место творческому самоопределению свободной личности, к чему и призывает нас Говард Беккер.
Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!