Найти в Дзене

Как зарождался зороастризм

Религия - важная составляющая духовной жизни общества прошлого. Зачастую ей интересуются не только верующие, но и атеисты. Многим известны авраамические верования - иудаизм, христианство и ислам. Также известный факт о том, что они основаны первой из них. Однако, мало кто знает о персидской вере - зороастризм - которая могла оказать влияние на еврейскую. В этой статье и пойдёт о ней речь.

Фаравахар - символ Зороастризма. Взято с https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC
Фаравахар - символ Зороастризма. Взято с https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Содержание

1. Сходство персов и ариев

2. Дуалистический взгляд на мир

3. Учение маздеизма и зороастризма

4. Загробная жизнь

5. Распространение

6. Заимствования

7. Итоги

Сходство персов и ариев

Как уже утверждалось
в одной из статей персы родственны индоариям. Сперва они были похожи друг на друга. Более того, вероятно предки персов времён Ахеменидов придерживались Ригведы. Однако позже их пути начали расходиться. Прибыв на территорию Месопотамии, они осели и их верования начали соединяться с местными. Пока они кочевали религия соответствовала реалиям их жизни, теперь же ситуация изменилась.

Важным примером разницы между ариями и иранцами служит интерпретации светлых и тёмных сил их пантеона. У первых светлых богов-духов называли
ахура, а тёмных дэва. У вторых же всё было в точности наоборот: асура означала тёмных богов, а дэва - светлых.

Битва асуров и дэвов. Взято с https://abzubov.com/new_course/lecture_096
Битва асуров и дэвов. Взято с https://abzubov.com/new_course/lecture_096

Дуалистический взгляд на мир

Сперва их вероучение не отличалось от остальных и представляла собой
политеизм. Затем начали выделяться особые силы, ставшие основой их вероучения. Высшего иранского бога звали Ахура-Мазда (по греч. Ормузд). Но у него был конкурент - злобный великий демон Ангро-Майнью (Агриман). Светлое божество создало всё прекрасное и полезное: земледелие; домашних животных; стихии, благодаря которым люди смогли выжить; а также истину, разум и добро. Злобное же создало всё отвратительное и вредное: пустыню; диких хищных зверей и птиц; смерть; бесплодие; ложь, глупость и зло.

Религия персов стала двойственной из-за нескольких причин. Одна из них - место обитания последних. Суровый климат резко сменял летние и зимние, а ещё более открыто дневные и ночные периоды. В столь сложных условиях не удивительны столь дуалистические начала в мироощущении. Второй причиной было довольно традиционное противостояние
оседлых и кочевых племён, линия повествования о котором встречается в священной книге Авесте.

Борьба Ахура-Мазды и Ангра-Майнью
Борьба Ахура-Мазды и Ангра-Майнью

Учение маздеизма и зороастризма

Данная религия получила название
Маздеизм в честь главного светлого бога. Её иногда называют авестизм в честь их священной книги, которая также оказалась основой для поздней персидской веры Зороастризм. Место её реформатора занял пророк Зороастр (Заратуштра). Годы его рождения однозначно не известны. Предполагают его жизнь в XI-VII веках до н.э. Именно менять направление веры пророк не начал, но дополнить решился. Его мысли запечатлены в разделах главной книги - в Гатах. После этого он удостоился права почитаться как пророк последователями своего учения.

Согласно зороастризму, Ахура-Мазда поручил Зороастру обновление религии. Это и должно было стать основой возвышения Ормузда перед остальными богами. Он же был создателем мира, возраст которому исчислялся двенадцатью тысячелетиями. 3 тысячелетия из них относились к "золотому веку", свободному от всего плохого: жажды, голода, холода, жары, болезней и так далее. Ариман не стал терпеть подобного райского сада и породил всё перечисленное и немного ещё. Этому следовало положить конец спасителю из рода Заратуштры, о котором речь пойдёт ниже.

Ранее, до реформы религии, две противоположные силы не так уж и сильно выделялись среди всех. Теперь же на них сфокусировалось всё внимание. Но это изменение было не единственным. Вторым новшеством стало придание этического момента в религию. Свет и тьма нашли своё проявление в морали, которая теперь ещё сильнее выделялась среди прочих ритуалов. Появились определённые духовные силы Амеша Спента, выражавшие благомыслие (скот), истину (огонь), божественную власть(металл), благочестие (земля), целостность (растительность) и бессмертие (вода).

Все эти проявления почитались как добродетели - честность, добродушие, мир, дружбу, помощь, верность. В то же время воровство, злословие и преступления осуждались. При нём зороастрийцы начали молиться пять раз в день глядя на огонь, хвалить светлого бога и ругать тёмного. Кровавые жертвы оказались теперь под запретом, ритуальное пьянство тоже. Прежние божества теперь теряли свои позиции, а то и вовсе оказывались среди приспешниках тёмных сил. До сих пор встречаются в Иране те, кто поклоняется огню. Отсюда, ещё одно их название -
огнепоклонники.

Зороастр (Заратуштра). Взято с https://godsbay.ru/orient/zoroastr.html
Зороастр (Заратуштра). Взято с https://godsbay.ru/orient/zoroastr.html

Загробная жизнь

После смерти души людей попадали в другой мир, где перейдя через мост
Чинват проходили суд Митры, сподвижника Ахура-Мазды с особой миссией в конце времён. Мысли, слова и поступки взвешивались на весах. Проигравшие суд летели с моста под натиском дэв - тёмных сил в виде старух. Прошедшие же испытание отправлялись на небеса, где его ждали вечные радость и счастье.

Трупы изначально сжигали и в этом был сакральный смысл, сфокусированный на огне. Однако позже тела помещали на вершине "башен молчания",
дакмах, где их клевали грифы, кости же их бросали в оссуарий. Это связано с тем, что осквернение земли трупом - грех в их понимании.

Взято с https://zen.yandex.ru/media/culturology_for_all/zoroastrizm-pervaia-mirovaia-religiia-5e6e88173e1cee725cf96386
Взято с https://zen.yandex.ru/media/culturology_for_all/zoroastrizm-pervaia-mirovaia-religiia-5e6e88173e1cee725cf96386

Распространение

Зороастризм вероятно начал медленно распространяться в Персии, Мидии и других иранских странах ещё при Астиаге. Ему пришлось встретить сопротивление народа в вопросе веры, который поклонялся богу солнца Митре, богине воды и плодородия Анахите и прочим. Новое вероучение стало чувствовать себя более-менее сильной при
Дарии I, но даже тогда не завоевала монополии в духовной жизни. Догматизм ещё не заполнил персидскую религию и это может, кроме всего прочего, объяснять столь заметную веротерпимость Кира, Камбиза и даже Дария I, отправляющего не только культы Персии, но и других регионов. Примечательно, что размер жертв в маздеизме уступал некоторым эламитским божествам.

Первые заметные попытки зороастризма оказать своё влияние проявили себя при
Ксерксе. Он пытался проводить религиозную реформу, уменьшая значение Митры, Анахиты и прочих божеств. Однако спустя около пятидесяти лет культы вышеперечисленных богов снова восстановились. Но усиления храмов теперь не допускалось. С этой целью персидские правители требовали от них повышенных податей и труда рабов в царском хозяйстве.

-6

Заимствования

Так как иранцы похожи по культуре с ариями, то варновая система тоже имела у них место. Варну жрецов называли
магами. Они исповедовали маздеизм ещё до создания государства и этим напоминали иудеев, сложивших религию как основу и на её основе создавших государство. Правда, у персов это столь далеко не зашло.

Общее с иудаизмом также стало учение о
Страшном Суде, который ждёт всех в конце времён. Согласно ему, мессия Митра родится от девственницы. Этот воин света спасёт людей, победив зло. Его предрекаемый день рождения - день зимнего солнцестояния - 25 декабря, что совпадает с Рождеством Христовым в христианстве.

Мудрый и миролюбивый Заратуштра призывал идти воевать в случае лжи, в частности, религии старого образца, полного различными божествами. Так что можно говорить о первых попытках практически устремиться к подобию монотеизма. Единственным отличием от более поздних верований стала основополагающая идея вечной войны добра со злом. Точнее, в тех тоже есть подобные мысли, но в них по канону единый Бог был сильнее своего противника. Хотя, безусловно, победителя своей войны зороастрийцы тоже знали.

Удивительные сходства могут быть вполне не случайны. Зороастризм оказал влияние на иудейство, позже на римскую империю, а также на ответвления христианства - несторианство, павликианство, богомильство и так далее. После принятия ислама приверженцев старой персидского верования осталось немного - гебры в Иране и парсы в Западной Индии.

Зороастрийский храм в иранском Йезде, построенный в 1932 году. Взято с https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC
Зороастрийский храм в иранском Йезде, построенный в 1932 году. Взято с https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Итоги

Зороастризм не распространился дальше Персии. И он не стал столь популярен как Буддизм и даже
Конфуцианство, о котором знают многие даже не имеющие отношения к истории люди. Однако, его продуманность вполне могла оказать влияние на религию, которая в дальнейшем, в свою очередь, повлияла на, так называемые, авраамические вероучения, что столь заметно выделились среди многих. Путь персидского вероучения был не прост и самобытен, однако он был вполне оригинален, по сравнению с бессвязным пантеоном различных богов из разных культур, предшествовавшим новой вере.

А как вы считаете, в какой мере зороастризм повлиял на иудаизм, христианство и другие религии? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь. Спасибо за внимание!

#религия #зороастризм #история древнего мира #история #древний восток