Найти тему
Igor Novikov

Помянем Минские соглашения

Свершилось, нет больше Минских соглашений! Дезавуированы, отвергнуты, разорваны в клочья, а главное - так и не выполнены.

Подождите, так уж никем и не выполнены? Разве их совсем никто не выполнял? Вспомним донецких и луганских бойцов в окопах на передовой, которые стиснув зубы не отвечали на провокационные обстрелы именно потому, что исполняли Минские соглашения как им было приказано! Вспомним выдержку их командиров, отдававших такие приказы и после очередных безответных "прилётов" и жертв вынужденно объяснявших это необходимостью исполнять Минские соглашения! Вспомним терпение жителей прифронтовой полосы и сдержанность российских дипломатов - они всё понимали, терпели и исполняли!

Можно ли теперь говорить, что Минские соглашения совсем никем не выполнялись? Ведь кто-то выполнил их сполна, кто-то и жизнь свою отдал за это исполнение!

Но так говорят, потому что кому-то это выгодно - выгодно убедить всех в том, что Минские соглашения вообще никуда не годились и вообще никем не исполнялись. Кому же выгодно такое утверждение о полной несостоятельности и всеобщем неисполнении Минских соглашений? Это выгодно как раз тем, кто эти соглашения умышленно не исполнял и по чьей вине они не были выполнены - таким образом, прикрываясь якобы всеобщим неисполнением соглашений, они пытаются скрыть своё сознательное саботирование и неисполнение, уйти от ответственности.

А нужны ли были эти Минские соглашения, надо ли было их заключать и исполнять? Тут следует разбираться исходя из того, кому что и когда было нужно.

Начало 2015 года, только что завершена активная фаза боевых действий на Донбассе, в результате которой фактически оформились неподконтрольные Киеву республики. Что дальше? Киевская власть воевать в ближайшее время не может, но и республики своими силами наступать не способны. Некоторые упорно твердят, что надо было тогда продолжать наступление, но от кого они этого наступления ожидали?

При всём уважении к ополченцам Донбасса и пришедшим на помощь добровольцам, самостоятельно они смогли собрать только разрозненные полупартизанские формирования, не вполне организованные, действовавшие без должной согласованности и управления, да и не такие уж многочисленные. Давайте не будем лукавить - достигнутые ими военные успехи были бы невозможны без существенной профессиональной поддержки. Самостоятельно они не смогли бы удержать даже эти территории, что и неудивительно - в столкновении стихийного народного ополчения и кадровой армии побеждает обычно армия.

Если кто-то там всё же пребывал в уверенности, что способен наступать дальше - ну так и наступали бы, за чем дело стало?! Но нет, не могли донецкие и луганские тогда наступать, а другим за них продвигаться вглубь украинской территории, тем самым явно демонстрируя своё присутствие и участие, не позволяли весьма существенные обстоятельства.

Это сейчас, в 2022 году, Россия готова вступить не только в санкционное, но при необходимости и в военное противостояние с объединённым Западом. А тогда, в начале 2015 года, состояние России было иное, необходимы были ещё многие годы подготовки, и преждевременное выступление могло привести Россию к катастрофическому стратегическому поражению. Явное вторжение российских войск на Украину в 2014-2015 повлекло бы не только санкции, но и военную активизацию Запада. Россия тогда сделала всё возможное и не могла пойти на большее.

Так сложилось, что в начале 2015 года Минские соглашения оказались выходом для всех: для Донбасса, для Украины, для России, для Европы, и на мой взгляд выход этот совсем не обязательно должен был оказаться временным. Часто упоминая о Минских соглашениях, мы редко в них заглядывали, не утруждали себя анализом их содержания, предпочитали слушать демагогов и популистов. А ведь содержание у этих соглашений глубокое, и их полное и своевременное исполнение могло бы сформировать принципиально иную реальность, совсем другую Украину.

Да, Донбасс признавался частью Украины, предполагалось возвращение границы под контроль Киева, но посмотрите, на каких условиях:

"Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта ... должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы..."

пункт 11: "Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании"

а в примечании в частности предусмотрено:

— участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

— содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;

— создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

Если бы Минские соглашения давали бы Киевским властям и их американским кураторам хоть сколь-нибудь реальную возможность когда-то в будущем подчинить Донбасс прозападной и антироссийской майданной власти, установить там соответствующие порядки - можно не сомневаться, они бы этой возможностью воспользовались. Но такой возможности для них тут не было, напротив, предусмотренная в соглашениях конституционная реформа и децентрализация позволяла переформатировать всю Украину таким образом, что дальнейшая бандеризация страны была бы существенно затруднена, а пожалуй и невозможна. Вот потому и не стала майданная власть в Киеве эти соглашения выполнять.

Киевская власть выполняла бы Минские соглашения в том случае, если бы главной её целью действительно было сохранение территориальной целостности Украины, прекращение гражданского противостояния и объединение всего населения в один народ. Но их целью было не это, а утверждение националистических порядков да исполнение американских указаний, а у Америки - свои цели. Потому в Вашингтоне и в Киеве решили саботировать Минские соглашения, использовать их для давления на Россию, тянуть время и готовиться к силовому решению. На Донбассе и в России это видели и тоже готовились: формировалась государственность ДНР и ЛНР, укреплялась оборона, усиливалась и Россия. Теперь поглядим, кто лучше подготовился.

И всё же тут есть о чём сожалеть. В содержании Минских соглашений просматривается стремление к спасению не только Донбасса, но всей Украины, и Россия искренне этого спасения желала, отчего и настаивала так долго на выполнении этих соглашений, и республики Донбасса старались, как могли, эти соглашения исполнять. Не наша вина, что не сложилось, а терпеть дальше такое поведение Киевских властей и Запада невозможно и бессмысленно. Придётся пойти другим путём.

Знаю, что есть люди, радикально отвергающие Минские соглашения (и Украину) как безусловное зло, предъявляющие по этому поводу обиды и претензии к российскому руководству и при этом считающие себя русскими патриотами. Специально для них хочу сказать:

  • Негоже русскому патриоту при спасении малой части Русского мира желать погибели другой, большей его части. Негоже отрекаться от исторических русских городов и областей, в которых находятся древние святыни русского народа, могилы наших предков и мощи наших святых, и от проживающих там русских людей отрекаться нельзя.
  • Неумно ради немедленного спасения части Русского мира создавать смертельную угрозу для всей большой России, ведь крушение России сделает невозможным и спасение всех остальных. Русский не должен спасать себя, подставляя Россию под удар, требуя от России непозволительных жертв. Напротив, русскому следует терпеть и безвозмездно жертвовать для России.