Судя по статистике, мои читатели должны помнить старый анекдот, ставший основой для заголовка этой статьи: ну, про милиционера, остановившего праворульную машину, на переднем пассажирском месте которой катали Брежнева. А поговорим мы сейчас про несколько вокальных (и не только) работ Ронни Джеймса Дио за пределами Black Sabbath, Rainbow и его собственной группы Dio.
Когда я составлял свой рейтинг дисков Ронни, я упомянул большинство из того, о чём будет сказано ниже, но лишь упомянул. Но Дио слишком велик, чтобы ограничиться упоминанием, так что погрузимся в подробности. Обращаю внимание, записи пронумерованы просто для удобства и не размещены ни в каком особенном порядке, ни в хронологическом, ни в алфавитном, ни по степени значимости.
1. Deep Purple
Конечно, в первую очередь речь идёт о замечательном концерте в Альберт-Холле с Королевским симфоническим оркестром, посвящённом тридцатилетию Concerto for Group and Orchestra. Но вообще говоря, Дио работал с Deep Purple и после этого, у них были совместные гастроли и результаты их можно услышать на бонусных треках к альбому Killing the Dragon (только на исходном издании, на ремастер они уже не попали) и, как говорит википедия, на пёрпловском концертнике Live at the Roterdam Ahoy 2001 года.
Как смикшировали Дио режиссёры Deep Purple я не слышал, а вот бонусы к довольно невнятному Killing the Dragon получились интересные. Это Fever Dream с Magica и вечная, классическая Rainbow in the Dark, и они обе звучат даже интереснее оригиналов. В обоих случаях это довольно легко объясняется разницей в мастерстве исполнителей - скажем, при всём уважении к Кэмпбеллу, такого гитариста, как Морс у сольно выступающего Ронни не было никогда. Да и такого клавишника как Лорд - вместе они смогли расцветить даже довольно плоскую в плане аранжировки "Радугу во тьме".
Но вернёмся к концерту 2000 года. В ознаменование юбилея opus magnum Джона Лорда Deep Purple собрали совершенно феерическую команду друзей и спели и сыграли целую кучу песен, включая треки с сольных альбомов, песни с "Бала бабочек" (о нём речь пойдёт ниже), ну и песен из разных периодов DP. Не знаю, звали ли на этот праздник Ричи, но, полагаю, даже если и звали - он бы не пошёл. Но и так неплохо получилось.
Кульминацией вечера стало, конечно, исполнение Smoke on the Water, которую я лично считаю одной из лучших песен Deep Purple (да, я их тоже как-то ранжировал). Вся толпа, включая оркестр в сотню штыков и сабель, воодушевлённо исполняла нетленку, а второй куплет спел Дио. Это моё самое любимое исполнение "Дыма над водой" и я не устану делиться ссылкой на соответствующее видео. Чистый кайф.
2. The Butterfly Ball and the Grasshopper's Feast
Здесь стоит начать с самого начала, ну, для ясности. В 1802 году англичанин Уильям Роскоу, который был человеком с массой дарований и занимался чем только не, от банковского дела до ботаники, написал детское стихотворение "Бал бабочек и пир кузнечика" про мощную тусовку насекомых и всяких мелких зверушек. Несмотря на многочисленные заслуги, в том числе на ниве аболиционизма, именно эта поэма, похоже, даёт ему больше всего шансов на бессмертие.
В 1973 году за текст взялись ещё два англичанина: Алан Олдридж и Уильям Пломер. Олдридж был иллюстратором, создавшим массу обложек научно-фантастических книг, а также, например, обложки второго диска The Who "The Quick One" и легендарной пластинки Элтона Джона "Captain Fantastic and the Brown Dirt Cowboy". Пломер - поэтом и прозаиком, собственное творчество которого в поп-культуру не попало, но зато он помог своему другу Яну Флемингу раскрутить Джеймса Бонда и редактировал эти шпионские романы; причём "Голдфингер" Флеминг посвятил своему редактору. Так вот, Пломер изрядно дописал и расширил поэму Роскоу, а Олдридж сделал из этого детскую иллюстрированную книгу в лучших традициях "Ветра в ивах" и Беатрис Поттер, только спроецированных на упоротые семидесятые.
Книжка пользовалась успехом, и по её мотивам соорудили небольшой мультик, песню для которого написал Роджер Гловер. Предполагалось, что ролик станет основой полнометражного музыкального мультфильма, но что-то пошло не так, а пока оно шло не так, Гловер уже залудил к нему практически полный саундтрек. "Не пропадать же добру!", решил ушедший из Deep Purple музыкант, и с некоторой помощью Эдди Хардина и нашего героя Ронни Дио (работавших над самыми ударными песнями) собрал невероятную команду вокалистов и записал то, что правильнее всего назвать детской рок-оперой.
Когда я говорю о невероятной команде, я не преувеличиваю. Помимо нашего главного героя и Эдди Хардина здесь были Тони Эштон, Гленн Хьюз и Дэвид Ковердейл (оба тогда ещё из Deep Purple), Джон Лоутон (тогда ещё не из Uriah Heep) и ещё пачка народу из тогдашней рок-тусовки - скажем, Лорд на клавишах, Эдди Джобсон со своей скрипкой, а для полного счастья ещё и Винсент Прайс. Забавно, что в чуть не единственном живом представлении Дио принять участия не смог, потому что уже попал в Rainbow, а заменил его никто иной, как Гиллан!
Роль у Дио была ключевая - в отличие от всех, он исполнял не одну песню, а три: трогательную балладу Sitting in a Dream, завершающий трек Homeward и центральную песню пластинки Love is All. Центральную по значимости, так-то она расположена ближе к финалу. Что любопытно, она в своё время проникла за железный занавес, появившись на альбоме каверов "Музыкальный глобус" группы "Весёлые ребята". Владимир Луговой перепёр эту полечку на родной язык, получилось, что "Доброте предела нет", а в качестве автора на пластинке был отчего-то указан некто П. Маккартни. Чудны дела твои, Господи, но опять же нет повода не послушать оригинал.
3. Operarion: Mindcrime II
Насколько я понимаю, в современной классификации отчего-то группу "Квинсрайх" времён Де Гармо перестали считать прогметаллом и переквалифицируют то в протопрогметалл, то вообще в какой-то USPM, американский пауэр-метал. Я готов согласиться, что начиная с Operation: Mindcrime их музыка стала доступней, но как по мне - это всё ещё прогрессив-метал в лучшей своей ипостаси.
Потом, впрочем, группу заштормило, альбом 1997 года был попыткой сыграть в ню-метал, а затем ушёл (и практически не возвращался) Де Гармо. Потерю эту Queensryche полноценно так и не восполнили, потому что оказалось, что именно он был основным мелодистом группы, по крайней мере без него получалось туговато. Тем не менее, ребята собрались и попробовали войти ещё раз в ту же реку, выпустив в 2006 вторую часть Operation: Mindcrime.
В первой части главный герой, Никки, попавший под влияние псевдореволюционера-манипулятора доктора Икс, попадает в тюрьму за убийство монахини Мэри, которое он не хотел совершать (и совершал ли?). Во второй он выходит на свободу и жаждет отомстить. Дио как раз и досталась роль доктора Икс, которую в первом альбоме играл английский актёр Энтони Валентайн.
Получилось... Ну, к сожалению, это был не шедевр, подобный исходному Mindcrime, который я считаю одним из десяти наиболее повлиявших на меня альбомов. Но с другой стороны - первый приличный диск Queensryche за десяток лет, после которого группа всё же вышла на некий приемлемый уровень, хотя потом и разругалась вдрызг и прогнала Тэйта со скандалом. У Дио была не слишком большая партия и вытянуть действо на новый уровень он в принципе не мог, но свою работу выполнил достойно, как, впрочем, и всегда.
4. Dream On
Состав исполнителей на трибьюте Aerosmith под названием Not the Same Old Song and Dance подобрался весьма разнообразный, от Стива Люкатера из Toto и Теда Ньюджента до Винса Нейла из Motley Crew и Тони Левина. Я, конечно, пристрастен, и не самый большой фанат Aerosmith, но в целом ничего особенного все эти замечательные люди не сделали, и на диске всего одна звёздная запись.
Главную песню "Воздушного кузнеца" спел Ронни Джеймс, а сыграл Ингви Мальмстин, и разумеется, речь о Dream On, балладе с первого альбома, которая стала самым большим коммерческим успехом группы (если не считать песню из "Армагеддона", которую, строго говоря, вообще написал сторонний композитор). Песня просто волшебно подходит Ронни, и по тональности, и по мелодике, и туда на удивление хорошо вписался Ингви со своими гитарными запилами, которые совершенно не портят общее впечатление. Альбом в целом, наверное, только фанатам Aerosmith зайдёт, но этот трек - отдельное удовольствие и совершенный шедевр хеви-метал.
5. Hear'n'Aid
Во второй половине восьмидесятых были популярны коллективные попытки музыкантов собрать деньги на разного рода благотворительность. Самой идее-то лет немало, но на пике своего могущества человечество стало реализовывать такие мероприятия с особенным размахом. Были грандиозные концерты, были специальные синглы, но везде как-то не особо богато была представлена метал-сцена. "Непорядок!" подумали Вивиан Кэмпбелл и Джимми Бэйн и пришли с этой мыслью к Ронни. "Непорядок!" подумал Ронни и замутил проект Hear'n'Aid.
Проект отличался от предыдущих попыток собрать деньги в помощь Африке по многим параметрам. Во-первых, для распределения полученных средств (их в итоге собрали чуть не три миллиона долларов) и минимизации потерь от коррупции была создана специальная некоммерческая организация. Во-вторых, покупали не тупо еду, которая в итоге не всегда доплывала до чёрного континента до того, как сгниёт, или медленно портилась в доках, а сельскохозяйственную технику. Ну и в-третьих, естественно, это был хеви-метал альбом с песнями Accept, Scorpions, Rush и главным номером - треком Stars, который написал сам Дио и спела сборная команда металла восьмидесятых.
Песня типична для Дио того времени и неплохо бы смотрелась на Sacred Heart. Среди голосов, которые вместе с Дио поют жизнеутверждающий текст, выделю Джеффа Тэйта и Роба Хальфорда, а вот из тех, кому не досталось лид-вокала надо назвать Блэки Лоулесса из WASP. Не знаю, отчего ему предпочли Дона Доккена или ещё пару певцов из других американских групп; а жаль - он был со своим тембром мог бы здорово там отжечь. Гитаристов собралось столько, что их делили на пары, а мэйденовцы Смит и Мюррей вообще фигачили партию ритм-гитары. В общем, было весело. Видео осталось как памятник эпохе - все ещё молодые, активные, яркие и живые.
Впрочем, именно благодаря своему творчеству такие люди, как Ронни, никогда не умирают. Его голос всегда с нами.
В общем, будьте здоровы и слушайте музыку.
А про Ронни и его творчество у меня есть ещё материал в трёх частях: