Найти в Дзене
MILITAN

Помощь Сопротивлению. Операция по доставке грузов в оккупированную Европу - "Саквояжник"

Оглавление

Операция "Carpetbagger" ("Саквояжник") заключалась в доставке грузов и людей для помощи Сопротивлению в оккупированных нацистами странах. Для проведения полетов в рамках операции, была сформирована 801-я эскадрилья, состоящая из бомбардировщиков Consolidated B-24 Liberator.

Для операции "Саквояжник" были специально модифицированы бомбардировщики Consolidated B-24 Liberator.

Убиралась нижняя турель, носовые орудия и все ненужное оборудование, в том числе и кислородное. Задние орудия сохранили, чтобы защищаться от атак ночных истребителей.

Часть грузов и агентов сбрасывали через отверстие, появившееся в результате демонтажа нижней турели. Другие грузы упаковывали в специальные контейнеры, предназначенные для размещения внутри бомбоотсека на подвесах для бомб.

Саквояжник карикатурный образ предпринимателей-янки, приехавших из северных в южные штаты США, после поражения юга в Гражданской войне 1861—1865 годов, с целью лёгкой наживы из-за политической нестабильности на этой территории.

Чтобы избежать столкновений с противником, полеты совершались ночью и на максимально низкой высоте. Если приходилось пересекать районы находящиеся под охраной ПВО, то выбирался маршрут обороняемый легкими зенитными орудиями.

После прохождения опасного района, самолет снижался до высоты 2200 метров или ниже и продолжал следовать к цели. Малая высота затрудняла обнаружение цели как по звуку, так и радарами. Неровности ландшафта и строений искажают звук низко летящего самолета гораздо больше, чем если бы он был выше.

У радаров и звуковых устройств обнаружения было мало времени, чтобы сосредоточиться на низко летящем самолете, а дальность эффективного обнаружения была короче на малых высотах.

Все полеты были индивидуальными, каждый раз штурман сам выбирал маршрут и согласовывал его с летчиком. Чтобы штурману и бомбардиру было легче ориентироваться на местности, большинство полетов операции "Саквояжник" проводились во время лунных ночей.

B-24 сбрасывает грузы в рамках операции "Саквояжник"
B-24 сбрасывает грузы в рамках операции "Саквояжник"

Для точного сброса груза, летчики старались опуститься на высоту 120 - 180 метров и сбрасывали скорость до 200 км/час или меньше.

Полеты в безлунный период выполнялись с использованием специального навигационного оборудования, UHF радиотелефона S-phone, ретрансляционного радара Rebecca/Eureka и радиовысотомера. При этом процент точности мог быть даже больше, чем при визуальном пилотировании, но для этого на земле должны работать аналогичные приборы.

Но это было довольно сложно на занятой противником территории. Даже в темные периоды самолеты могли летать на малых высотах с небольшим риском. Но операции в полной темноте были возможны и без использования спецсредств. В этих случаях использовали костры, при условии нахождения рядом других ориентиров, обычно больших рек и озер. После сброса груза, самолет пролетал еще несколько миль в глубь вражеской территории и начинал разворот. Делалось это для того, чтобы скрыть фактическое место сброса.

Операции "Саквояжник" началась в январе 1944 года, а первая её часть завершилась в сентябре 1944 года. После трехмесячного затишья, был начат второй этап, который в основном включал в себя поставки грузов в Данию и Норвегию. Вылеты проводились до марта 1945 года.

В период с января по сентябрь 1944 года 801-я бомбардировочная эскадрилья выполнила 2263 вылета, из которых в силу различных обстоятельств только 1577 были выполнены удовлетворительно.

За годы проведения операции "Саквояжник", в Европу было доставлено:

662 “Джо”, так для секретности называли агентов;
437 гражданских пассажира;
18 535 контейнеров с вооружением и боеприпасами;
8050 упаковок, состоящих из 4000 пропагандистских листовок;
10 725 пакетов с припасами;
26 голубей (для передачи сообщений, а не еды).

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Помочь каналу

Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.

Спасибо за внимание и до новых встреч!