Найти тему

Рукопись, найденная на помойке. Автор Инна Шолпо

Приветствую всех любителей изящной словесности! Сегодня мы поговорим об одной современной прозаической книге. Инна Шолпо, педагог и многосторонне талантливый человек, уже известна моим подписчикам. Если что-то пропустили, читайте здесь на моём канале.

Инна Шолпо выпустила за последние 10 лет несколько книг, я читала несколько из них: «Недочитанный роман», «Тетрадь в кривую линейку», некоторые главы из другого романа.

А сегодня перед нашими глазами новая книга Инны Шолпо «Рукопись, найденная на помойке».

Инна Шолпо и её книга
Инна Шолпо и её книга

Основной композиционный приём – переплетение судеб героев, причудливо сошедшихся в финале на фотовыставке. Но вместе с тем оказывается, что или их родители когда-то любили друг друга, или искусство и любовь к этому земному миру во всех ощущениях их объединяет.

Не буду раскрывать все линии героев-петербуржцев, скажу только, что это сложноустроенные души, у каждого из них изломы характера, какой-то надрыв и особенность чувствования. Автору удаётся психологически убедительно изобразить одиночество, лирическую грусть, печаль и даже отчаяние. Но и юмор, взгляд со стороны на этих героев тоже есть.

Автор умеет показать прелесть доцифрового мира, когда можно было оставлять невольные следы или память о себе в материальном мире: письма, дневники, бумажные фотографии. Даже пригородный дом оказывается живым и делящимся своим уютом с героиней. И нам, читателям, предстоит путём рассматривания предметов, чтения старых писем, пролежавших десятилетия в ящике стола, воссоздать жизнь героев и их самые острые душевные переживания.

Мне оказалась больше всего близка линия Алины – по понятным причинам. Это педагог, молодая учительница литературы, которая приходит работать в школу ещё на излёте советской эпохи. Она учит ребят так, что не выучить стихотворение – означает нанести личное оскорбление учителю.

«Вспомнилось, как кто-то, кажется, тот же Шурик, сказал: «Ну не выучил я стихотворение Некрасова. Ну не успел, времени не было, оно же длинное. Почему вы на это реагируете так, словно я лично вас обидеть хотел? Вот прямо как будто я вам в душу плюнул?» Едва ли они понимали, насколько тесно она тогда связывала себя со своим предметом и какое место хотела занимать в их жизни.
Если кто-то из учеников оказывался не таким, каким Алина желала его видеть, она расстраивалась до слез, обижалась, делала глупые, бессмысленные попытки его изменить. Она сердилась, если кому-то не нравились ее любимые стихи. Возмущалась равнодушием к задевающей ее до глубины души мелодии. Ей казалось, что это невозможно – не восхищаться тем, что восхищало ее саму; что нужно немедленно вбить в ученика чувство прекрасного».

Алина ставит с ребятами спектакль о жизни лицеистов и Пушкина, проводит всё свое время в школе. А потом чувства молодой женщины приходят в столкновение с педагогической этикой: она влюбится в своего ученика… А после выпускного экзамена уйдёт из этой школы. Затем она будет работать в частной школе, а потом и в библиотеке. В конце книги мы видим героиню уже в наше время – организовавшей фотовыставку в библиотеке и убеждающей уборщицу не выметать инсталляцию модного художника.

А главное в книге для меня – это попытка понять другого, пускай позже, уже после его смерти, по оставленным материальным «следам».

«… Хотя понять другого невозможно. Можно что-то узнать, что-то придумать, но главное-то все равно потёмки… И так обидно, что они, эти другие люди, никогда не узнают ничего о ней, а она – никогда не поймет их. И что все они когда-нибудь исчезнут, как исчез Никита. Так никем и не понятые, и не узнанные. И останется только кучка ненужных вещей, да и то – ненадолго. Но значит ли это, что мы не можем быть счастливы?»

Книгу можно купить на сайте ЛитРес:

https://www.litres.ru/inna-sholpo/rukopis-naydennaya-na-pomoyke

-2