Протоиерей Павел Великанов в одном из своих рассказов приводит пример внутреннего духовного спазма, возникающего от ошибочного понимания добродетели.
Ситуация.
У отца Павла Великанова есть рассказ "Тоска посадская". История реальная. В ней одинокую несчастную женщину духовник не благословил выйти замуж, она послушалась. Получилось так, что духовник сломал ей судьбу.
Комментарий.
Комментируя рассказ в одном из интервью протоиерей Павел сказал, что такая ситуация - типична. Возрастание в духовной жизни не ставится человеком, и его духовником, как задача. Оценить возрастание бывает невозможно.
Ошибки.
Слепо и неразумно следуя шаблонному утверждению, что главная добродетель - ощущение собственной греховности - порождаешь такой духовный спазм.
Более того, подчеркивает отец Павел Великанов, в устрашение этому идет и тот момент, что если человек, вдруг, не соглашается с такой "добродетелью", то на него клеют второй ярлык - "в прелести".
В качестве оснований и "добродетели" и "клейма" выступает совокупное мнение святых отцов, понимаемое не по духовному разумению, не по состоянию души, а просто бездумно применяемое, "за уши" притягиваемое.
Что здесь не так? - рассуждает протоиерей Павел.
На практике это уводит от христоцентричного, правильного, подхода в грехоцентричный. В фокусе не Христос, Его Любовь, Милость и Спасение, а грех. Не Свет, а тьма.
Цепная реакция.
С этого "духовного спазма" запускается цепная реакция: мысли человека начинают вращаться вокруг того, какой бы ему еще грех в себе найти?
Человек, говорит отец Павел Великанов, перестает понимать, куда ему двигаться дальше и зарывается в "поиски своих грехов".
Противоречие.
Вот еще какое противоречие возникает здесь - замечает священник и богослов.
Когда люди приходят в церковь, им кажется вначале, что перед ними расстилается дорога духовного возрастания. Но в реальности, через некоторое время они попадают в "беличье колесо" кручения вокруг своих грехов постоянно.
Человек затрачивает много сил и энергии на вращение, но стоит на месте в духовном развитии.
Это приводит, говорит протоиерей Павел, к истощению. Рутина год от года о грехах. Вместо раскрытия в Боге, наполнения Богом, человек, напротив, все больше замыкается не просто в себе, но в своей тьме и тени (в худшем в себе).
Все это было описано священником в рассказе по реальной истории "Тоска посадская".
Есть ли выход из порочного круга?
Протоиерей и богослов Павел Великанов говорит: выход здесь один - перестать обманывать самих себя.
На духовную жизнь люди переносят законы диалектики материального мира: количество должно перейти в качество. Ждут скачка и изменений жизни от количества богослужений, молитв, постов, покаяний и т.д. Мол, я все это буду делать, количество "добра" накопится и даст скачок изменений.
Но происходит все наоборот.
Чем больше человек усердствует в "делании добра" во имя своего скачка в будущем, тем больше получает того, что описано в заповедях блаженства Евангелия.
Если почитать внимательно их, то так не сказано Христом: "Вычитай 100 молитв или акафистов и получишь решение или откровение". Все эти вещи додумывает в себе сам человек.
В заповедях блаженства сказано другое: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить на Меня".
Апостол Павел замечает, что "все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы".
Это происходит, объясняет прот. Павел Великанов, не от греха, а потому что Христос сознательно помещает своих последователей в пространство мощных кризисов, ударов по самому больному и сокровенному.
Человеку не надо бояться этих кризисов, но проходить их спокойно. Надо прорываться сквозь ветхое и привычное.
Что мешает этому?
Страх, привычка к привычному, нежелание преодолевать дискомфорт духовного развития.
Страх блокирует, вызывает "спазм" и может привести к полному параличу. (из материалов интервью с прот. Павлом Великановым, апрель 2019 г. и его рассказа "Тоска посадская" в сборнике "Самый главный Господин", Никея, 2018)
Два комментария хотелось бы добавить:
1. Придерживаться "царского пути" (золотой середины, меры, гармонии, баланса), о котором говорят все святые (например, преп. Антоний Великий, святитель Димитрий Ростовский и др). Рьяность (читай - страстность), без понимания ситуации и последствий, губительна. Не стоит. Есть правильный баланс. Он находится опытно.
2. Направление пути стоит спрашивать у Бога, внимая Ему, понимая себя, и прислушиваться к ответу. Ищущему открывается.
Если хотите поделиться по теме статьи - пишите в комментариях.