Найти тему
Editorials

Рецензия на фильм "Газовый свет"

"Газовый свет" — это тонко разыгранный триллер. Казалось бы, во всех кружевных декорациях Лондона 1885 года нечего бояться, но игры, в которые играют люди, держат напряжение картинки. От сюжета экранизации, точнее одноименной пьесы Патрика Гамильтона, произойдёт позже название явления в психологии.

«Газлайтинг» кроется в моментах, когда человека заставляют сомневаться в своих воспоминаниях и умышленно изменяют его восприятие реальности. Складывается впечатление, что сходишь с ума. Но на деле тебя медленно и методично сводят с ума. Страшно представить, что такое возможно уловками кого-то «любящего» рядом.

В экранизации с первых слов ясно, кто злодей, и ради чего он ведёт себя так. Неясным остаётся только, выпутается ли из этой паутины героиня, и какой ценой. С Ингрид Бергман на пару хотелось глубоко вдохнуть, выбежать из дома на улицу, поговорить хоть кем-то, и побыть самой по себе на свободе, но ей это не удавалось.

В деталях. Привлекает игра с образом дома, который в противовес привычному значению самого безопасного и уютного места, готически представлен злосчастным капканом для героини.

Вплоть до финальных титров картинка сохраняет эстетику, стилевую направленность и удивительную для нуара красочность. Спустя время после просмотра, он вспоминается в цвете. Мерцающе-голубом в газовых лампах, пудровыми и пастельными в нарядах на светском приеме и глубокими слегка прозрачными в затерянных драгоценностях, едва уловимом коралловом на щеках героини в смущении и страхе.

В начале фильма мы знакомимся в поезде с пожилой любительницей детективных романов, которая мечтала узнать, что же происходило в доме по соседству. В культурном коде телезрителя 80-90х, промелькнет Миссис Флетчер из «Она написала убийство». И вот спустя несколько кадров мы по иронии знакомимся с юной миссис Флетчер, точнее с актрисой Анджелой Лэнсбери. Ей здесь едва 19, и это ее дебютная роль в кино. Играет уверенно, напускно и увлекательно, и за роль горничной выдвигается киноакадемией в лучшие актрисы второго плана. К слову номинаций у фильма было 7, из них 2 победы.

«Газовый свет» — яркая иллюстрация образа действий манипулятора. И все же здесь газлайтинг сводится к конкретной корыстной цели антагониста, тогда как в реальной жизни он часто не имеет за собой такой видимой материальной подоплеки. Со стороны может показаться, что такому влиянию подвергается разве что наивная особа вроде Полы (Ингрид Бергман), хотя и она поначалу удивляется происходящему. Но обычно манипуляторы подбирают сильную «жертву», дабы самоутвердиться за счёт разрушения ее личности.