Найти тему
Editorials

Рецензия на фильм "Шарада"

Взгляните на «Шараду» не просто как на микс саспенса и романтической комедии, а как на ребус, где красив и значим каждый апостроф.

«Когда ты разведёшься, ты вернёшься в Америку?
Ты не хочешь, чтобы я осталась здесь
Конечно, хочу, но тогда бы ты писала мне письма…»

Это история молодой вдовы Реджины Лэмперт, чей муж за день до убийства распродаёт всё их имущество. Ей остаётся пара дорожных сумок, долг в четверть миллиона долларов и компания заклятых врагов супруга. А упрямая вера героини незнакомцам изящно усложняет сюжет.

Реджину играет Одри Хепберн. Здесь все её движения продиктованы непостижимой грацией и легкостью. Невзирая на неизменный шарм актрисы, в каждом фильме именно в движениях читается характер её персонажей. Так в «Завтраке» они громче и смелее, в «Сабрине», напротив, робче и наивнее.

Помощником в решении Шарады становится герой Кэри Гранта. Актёр сперва отказался от роли — боялся, что химия между персонажами будет выглядеть нелепо ввиду разницы в возрасте с Одри в 25 лет. Напрасно. В свои 59 он всё также харизматичен — ловко прыгает по парижским балкончикам и красиво шутит даже под прицелом пистолета в шаге от падения с крыши здания Американ Экспресс. Но может ли «какая-то девчонка с отвратительными манерами значить для старого авантюриста больше, чем четверть миллиона долларов»?

Шаги, щелчок повернувшегося ключа в замочной скважине, треск телефонного диска и скрип дверных петель сменяются пронзительным телефонным звонком, клацанием железных решёток и выстрелами. Музыка в фильме уходит на второй план, но тем не менее получает номинацию киноакадемии.

Описанное многообразие механических и металлических звуков диктует эпоха.

Взгляните на систему контроля парижского метро, шрифты на вывесках и рекламе в поездах, будки таксофонов и подземелье театральной сцены.

А каждый наряд героини сам по себе прекрасная головоломка. Реджина растерянно срывает с шеи тонкий молочный платок, распахивая одну за одной двери своей парижской квартиры. Позже, сбегая из отеля, наспех надевает длинные белые перчатки. Они второстепенны, но в идеальном сочетании цветов, фактур и кроя, эти шляпки, формованные сумочки на коротком ремешке, платья-футляры и яркие пальто с рукавами 3/4 становятся её верными спутниками и поддерживают хозяйку на протяжении всей истории.

Красиво здесь не только то, что не свойственно нашему времени, но и чужое нашей культуре. На отзвуки детского смеха в парке Реджина набредает на кукольный театр. Дети хохочут над сценкой из жизни двух персонажей, известных ещё в Викторианской Англии, семейной паре Панче и Джуди. Эти двое часто выступают метафорой проблем в браке в англоязычных странах. Они были и частью квеста, который Эми подготовила Нику на очередную годовщину свадьбы в романе Гиллиан Флинн «Исчезнувшая» и одноименном фильме с Розамунд Пайк и Беном Аффлеком.

Первая встреча пары из «Шарады» запомнится тонким остроумным диалогом с венчающей его фразой: «У меня и так ужасно много знакомых, и пока кто-то из них не умрёт, я не могу ни с кем знакомиться». Эти слова станут для героини роковыми, а для находчивого героя Кэри Гранта — возможностью представиться снова.