“Тартюф” - кажется, самая знаменитая пьеса Мольера. По крайней мере, самая часто появляющаяся на сценах мира. И, казалось бы, что нам не известно про эту историю? Глава богатого семейства попадает под влияние манипулятора - и лишь решительные действия его супруги и счастливое вмешательство высших сил спасают героев от краха. Злодей разоблачен, влюбленная пара может воссоединиться, глава семейства, а вместе с ним и зрители, получил полезный урок.
Всё так. Только эта пьеса, которую играют десятки театров мира - третья редакция того, что изначально задумывал Мольер. Первая версия появилась пятью годами ранее - и была сыграна лишь однажды. Почему? Современникам Мольера было прекрасно известно, в кого целился драматург - и стрела очевидно попала в цель.
В начале XVII века герцог де Вантадур организовал “Общество святых даров”. Общество это не было полностью религиозным, туда входили как священнослужители, так и светские персоны, но помимо оказания реальной помощи (а она действительна была, и существенная!), общество видело своей целью цензуру и контроль. «Пресекай всякое зло, содействуй всему доброму» гласил девиз, который привлекал многих, и который, разумеется, можно было развернуть в любую нужную сторону. Какое-то время общество было тайным, а потом ему стали покровительствовать королева и президент парламента - и борьба с “ересью и злом”, к которым они относили и актерство, стала фактически официальной и весьма агрессивной. Они шпионили, вламывались в дома, не гнушались никакими доносами. Одним из методов их деятельности был оговор внутри семьи с целью получить завещание или дарственную на имущество хозяина. Вы сразу вспомнили сюжет “Тартюфа”, правда?
Ни у кого из современников Мольера не возникало сомнений, что в образе священника Тартюфа прописан был именно представитель “Общества святых даров” или его собирательный образ. И стиль общения, и методы, и цели - все указывало на это.
Разумеется, разразился скандал. И Людовик XIV, которому, как считается, спектакль понравился, вынужден был все же его запретить под давлением матери. Мольера обвинили в ереси, он едва не поплатился за спектакль головой. Благодаря королю скандал все же замяли, но и пьесу запретили.
Мольер сдаваться не собирался, но на уступки вынужден был пойти. Через три года (к тому моменту Анна Австрийская уже умерла) он представил второй вариант пьесы под названием “Обманщик”, где героя переименовал из Тартюфа в Панюльфа, вместо священника сделал его “штатским” ханжой и лицемером, разбавил напряженное действие лирикой в виде влюбленной пары, нарастил целое дополнительное действие. И, главное, ввел в финале образ благородного, справедливого монарха, который, как Бог из машины, решил все проблемы несчастной семьи. Но, воспользовавшись отъездом короля, президент парламента, который, как мы помним, также был членом общества, спектакль вновь зарубил. Мольеру пришлось форменным образом шантажировать короля, что он перестанет писать пьесы, если подобное будет продолжаться.
В 1669 году, через пять лет после первой попытки спектакль наконец получил право вернуться на сцену. Под именем “Тартюф, или обманщик”. Героя вновь стали звать как в первой версии, но он остался светским персонажем, и все остальные “довески” также были сохранены. Настроения в обществе к тому моменту изменились, “Общество святых даров” уже не имело прежней власти - так что гонения на “Тартюфа” были прекращены. И третья редакция пьесы так и дошла до наших дней.
Когда “Комеди Франсез” по случаю 400-летия Мольера пригласил Иво ван Хове ставить “Тартюфа”, режиссер, до того момента старавшийся, как он сам говорил, “не ставить Шекспира в Великобритании, а Мольера во Франции”, уточнил, разрешат ли ему сокращать текст пьесы. Ван Хове категорически не нравился финал с Deus ex machina - королем, спасающим безнадежно проигравшего свою жизнь героя. Как и многим другим, этот финал, логичный для XVII века, казался ему искусственной заплаткой на идеальной ткани спектакля. Тут-то и оказалось, что возможность поставить ту самую первую версию есть. Пьесу восстановил историк, специалист по французской литературе, профессор Сорбонны Жорж Форестье при помощи Изабель Грелле.
Что ж, “Комеди Франсез” получил возможность отметить 400-летие основателя с настоящим шиком - знаменитую пьесу в редакции, которую еще никогда не играли на этой сцене. И в постановке режиссера, для которого Мольер не является “священной коровой”. Как всегда в случае с ван Хове, есть те, кто принял постановку в штыки и праведно негодует, и те, кто в восторге и полагает, что Мольера в наши дни надо ставить именно так - жестко, резко и агрессивно. Как бы то ни было, театр получил яркую премьеру и достойно начал юбилейный год в честь того, кто не боялся рисковать и называть вещи своими именами.
"Тартюф" в постановке Иво ван Хове в кинотеатрах TheatreHD в марте