«Дидахе» или «Учение Господа через 12 апостолов язычникам» – один из древнейших памятников христианской письменности, датируемый второй половиной или концом I века. «Дидахе» содержит уникальные сведения о нравственной и церковной жизни первых поколений христиан. Авторитет «Дидахе» уже в ранней Церкви был настолько велик, что даже некоторые известные мыслители, например, Климент Александрийский, считали его частью Священного Писания. О чем эта книга и стоит ли ее читать сегодня?
Содержание и общая характеристика
Книга состоит из 16 глав, которые условно можно разделить на 4 раздела. Главы 1-6 посвящены нравственному учению, главы 7-15 содержат правила, регламентирующие литургическую жизнь и проповедь, сведения о церковных чинах и дисциплине, а заключительная глава является краткой версией Апокалипсиса.
Стилистически «Дидахе» напоминает нечто среднее между Книгами Притчей Соломоновых и Премудростями Соломона, но не изобилует аллегориями и отличается ясность изложения. Язык памятника прост для античной литературы и не покажется сложным неподготовленному читателю. Даже медленное и вдумчивое прочтение «Дидахе» целиком вряд ли займет более получаса.
Краткость компенсируется полнотой содержания. Часто перикопы «Дидахе» являются парафразами библейских заповедей и поучений: «Удаляйся от плотских и мирских похотей. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую и будешь совершен. Если кто поймет тебя на одну милю, иди с ним две. Если кто отнимет у тебя верхнюю одежду, отдай и хитон. Если кто возьмет у тебя твое, не требуй назад, ибо ты этого не можешь» (1:4).
Нравственное учение
Все нравственное учение «Дидахе» основывается на положении о двух путях: «Есть два пути: один – жизни и один – смерти, но между обоими путями большое различие» (1:1). Это учение имеет истоки в Священном Писании: «...так говорит Господь: вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти» (Иер. 21:8).
Человеку не дается среднего пути, но только выбор между Богом и безбожием. Путь жизни заключается в исполнении заповедей и уклонении от греха по зову Любви человека к Богу и ближнему. При этом, по мысли «Дидахе», для достижения спасения необходимо не совершенство во всем духовном делании, но искреннее желание и самоотдача в следовании пути жизни (см. 6:2).
Описание пути жизни в первой главе построено на словах проповеди Христа. В этой главе, а затем и в других, содержится одна и та же аграфа – незаписанное в каноническом Евангелии изречение Иисуса Христа. Оно касается осторожности в подаянии милостыни: «Пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даешь».
Суть следования пути жизни заложена в словах Нагорной проповеди. В «Дидахе» они передаются следующим образом: «Путь жизни таков: во-первых, ты должен любить Бога, создавшего тебя, во-вторых, – ближнего своего, как себя самого, и всего того, чего не хочешь, чтобы было с тобою, и ты не делай другому» (1:2).
Автор призывает читателя держаться пути жизни и приводит небольшое, но содержательное описание пути смерти: «Путь же смерти таков. Прежде всего он лукав и исполнен проклятия. На пути этом убийства, прелюбодеяния, похоти, блуд, кражи, идолослужение <…>. На этом пути гонители добра, ненавистники истины, любители лжи, не признающие воздаяния за праведность…» (5:1,2).
Литургическая жизнь и церковные чины
В этом разделе памятника содержатся особенно важные для истории Церкви открытия. «Дидахе» было утеряно и вновь обнаружено только в конце XIX в. Некоторые поразительные сведения не были известны до «Дидахе». А иные устоявшиеся и хорошо известные традиции оказались значительно древнее, чем предполагалось.
Например, известно, что в первых веках в Церкви все еще присутствовали пророки — особый церковный чин проповедников, нередко странствующих (см..Рим. 12:6, 1Кор. 12:28-30, 14:1,29,31,39). А в Дидахе раскрывается, что они даже могли совершать Евхаристию (см. 10:7).
Известно, что обычай поститься по средам и пятницам берет истоки из христианской древности. Происхождение его не было известно, отчего он получил позднейшую богословскую интерпретацию: пост в среду, поскольку Иуда предал Христа, пост в пятницу, поскольку Христос был распят. «Дидахе» раскрыло и древность этого обычая, и его изначальное понимание: «Посты же ваши да не будут с лицемерами [т.е. с фарисеями и иудеями - прим. авт.], ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой» (8:1).
Примечательно, что перикопы проливают свет на литургическую жизнь первых христиан. В них вы найдете описание порядка совершения Таинства Крещения (см. гл. 7), практик молитвы и поста (см. гл. 8), совершения Евхаристии (см. гл. 9, 14) и евхаристической молитвы (см. 9:2-3), молитвы благодарения после Причащения (см. 10:1-6).
Церковные чины в «Дидахе» соответствуют чинам, описываемым апостолом Павлом (см. 1Кор 12:28-30). Единственный отрывок этого раздела Дидахе, который может быть актуальным для современного читателя, учит отличать лжепророка от истинного пророка (см. 11:5-12).
Апокалипсис
Тема конца мира появляется в тексте достаточно неожиданно. Это позволило некоторым исследователям предположить, что первоначально «Дидахе» сложилось в устной форме, и развитие текста шло постепенно.
Действительно, этот фрагмент несколько неорганично смотрится в тексте, но вполне соответствует апокалиптическим настроениям первых христиан: «Бодрствуйте относительно жизни вашей; светильники ваши да не будут погашены, и чресла ваши не препоясаны, но будьте готовыми, ибо вы не знаете часа, в который Господь ваш приидет…» (16:1).
Небольшое упрощенно изложение Малого (Синоптического) Апокалипсиса (см. Мф.24; Мк.13; Лк.21:5-36) отличает от первоисточника то, что в нем ничего не говорится о Царстве Небесном. Ключевое событие этого повествования – второе пришествие Господа в мир (см. 16:1). Им и заканчивается это творение.
Почему стоит читать?
- простое и доступное изложение;
- множество ценных поучений и сведений о жизни первых христиан;
- небольшой объем;
- первый раздел «Дидахе» - квинтэссенция нравственного учения Писания, пригодная как для ежедневного чтения, так и для тех, кто хочет освежить для себя эту часть христианского учения;
Вывод
«Дидахе» cтоит прочесть каждому христианину. В особенности тем, кто интересуется историей Церкви. В любом случае, времени на чтение уйдет немного, а духовная польза будет несомненной.