Найти в Дзене
KanumaH

FX-AUDIO 502S Pro Часть 7. Меняем электролиты.

Какие конденсаторы установили в усилитель на заводе знает только Будда. Наши китайские друзья видимо ставят те, которые есть под рукой. Поэтому, на одной и той же позиции в 502-х могут оказаться конденсаторы отличающиеся по ёмкости, вольтажу и производителю. Что установлено в конкретном экземпляре можно узнать только вскрыв корпус и поглядев самому. Я естественно посмотрел и не всё из увиденного мне понравилось. Плюс к тому всё прочитанное на эту тему, говорило о необходимости замены. Итак, всё прочитано, выводы сделаны, заказанные конденсаторы доставлены, пора браться за паяльник. Начнём, помолясь. С15, 19, 31, 35 – эти конденсаторы стоят на пути сигнала от ОУ до TPA3250 и их задача не пропустить постояное напряжение с ОУ в усилитель и далее в динамики. Если очень сильно заморочиться и организовать двухполярное питание ОУ (в идеале им нужно именно оно), их можно исключить, так как при двухполярном питании, на выходе ОУ не бывает постоянного напряжения. В моём экземпляре стоят JCCON 10
Попробую это всё в нём уместить.
Попробую это всё в нём уместить.

Какие конденсаторы установили в усилитель на заводе знает только Будда. Наши китайские друзья видимо ставят те, которые есть под рукой. Поэтому, на одной и той же позиции в 502-х могут оказаться конденсаторы отличающиеся по ёмкости, вольтажу и производителю. Что установлено в конкретном экземпляре можно узнать только вскрыв корпус и поглядев самому.

Я естественно посмотрел и не всё из увиденного мне понравилось. Плюс к тому всё прочитанное на эту тему, говорило о необходимости замены. Итак, всё прочитано, выводы сделаны, заказанные конденсаторы доставлены, пора браться за паяльник. Начнём, помолясь.

С15, 19, 31, 35 – эти конденсаторы стоят на пути сигнала от ОУ до TPA3250 и их задача не пропустить постояное напряжение с ОУ в усилитель и далее в динамики. Если очень сильно заморочиться и организовать двухполярное питание ОУ (в идеале им нужно именно оно), их можно исключить, так как при двухполярном питании, на выходе ОУ не бывает постоянного напряжения.

В моём экземпляре стоят JCCON 10µf/25v, чей внешний вид совсем не вызывает доверия. Хоть JCCON сам по себе китайский производитель, но известно что и его подделывают.

Вот что стояло с завода.
Вот что стояло с завода.

На эти позиции, по идее нужно ставить хорошую плёнку, но нужно исследовать какая сможет уместится. Если таковой не найдётся или лень этим заниматься, то можно воспользоваться мнением общественности, которая в едином порыве голосует за ELNA Silmic II 10µf/25v. Можно конечно взять и другие, но обязательно Low ESR.

Я поступил как и большинство, прошедших этим путём до меня. Впаял на эту позицию ELNA Silmic II 10µf/25v

Новенькие ELNA стоят в ряд.
Новенькие ELNA стоят в ряд.

С3, 8 – эти конденсаторы стоят в звуковом тракте между РГ (регулятором громкости) и ОУ ограждая ОУ от возможного постоянного напряжения со входа усилителя, поэтому конденсаторы на вольтаж более 25 там излишни. Достаточно и 16v. Чем больше вольтаж, тем больше размер конденсатора, а места внутри усилителя не много. С ёмкостью конденсаторов тоже можно играться на свой вкус или слух как минимум в пределах от 2.2µf до 10µf. Если ваш выбор – плёночный конденсатор, то оставляем номинал 2.2µf, а если решили поставить электролит, то ёмкость может быть увеличена. Если вы абсолютно уверены, что ваш источник сигнала не даёт постоянку на вход 502-го, то можно эти конденсаторы вообще исключить, поставив перемычки.

У меня стоят какие-то неведомо-китайские 2.2µf/50v с логотипом WKXC. Однозначно менять.

Конденсаторы китайского производителя.
Конденсаторы китайского производителя.

На просторах интернета мне встречались следующие варианты замены:

1. Nichikon ES 10 µf/25v

2. ELNA Silmic II 10 µf/25v

3. ELNA Silmic II 4.7 µf/50v

4. Nichikon UFG 3.3 µf/50v

5. Mundorf MKS 2.2 µf/63v

6. Wima MKS или MKP

С точки зрения звука наилучшим выбором был бы плёночный полипропиленовый конденсатор, если не считать вариант с удалением этих конденсаторов. Осталось найти такой, который, во-первых: будет качественным и во-вторых: уместится в неглубоких и тесных недрах 502-го. Задача не простая, но выполнимая. В этом списке таким является №5 Mundorf MKS 2.2µf/63v, но можно поискать и альтернативу, благо выбор на рынке есть. Мои поиски пока не увенчались успехом. В доступной близости ничего приличного не оказалось.

В таком случае пользуюсь плодами коллективного разума и впаиваю №1 из представленного списка, только на 16v, то есть Nichicon ES 10µf/16v.

Симпатичные, зелёненькие, неполярные Nichicon.
Симпатичные, зелёненькие, неполярные Nichicon.

Этот неполярный электролитический конденсатор хорошо себя зарекомендовал у многих владельцев 502-го, благотворно повлияв на звук усилителя. В будущем попробую на этой позиции что-то плёночное.

С4, 5 – эти конденсаторы стоят в цепи питания ОУ, поэтому никаких особенных требований к ним не предъявляется. ОУ питаются стабилизированным напряжением около 20v (+/- десятые доли вольта), которое подаёт интегральный стабилизатор LM317, поэтому вольтаж конденсаторов должен быть 25v. Конденсаторы на 50v могут не уместиться, они существенно толще. У меня изначально стоят United Chemi-Con 220 µf/35v. У других владельцев 502-го замечены Nichicon PW 100 µf/35v, но это видимо в более ранних версиях усилителя.

Конденсаторы в питании ОУ
Конденсаторы в питании ОУ

Стабилизатор LM317 спроектирован в те времена, когда Low-ESR конденсаторы были редкостью, поэтому на эту позицию правильнее поставить просто качественный промышленный конденсатор. По большому счёту можно их и не менять, но меня терзают сомнения в том, что китайцы действительно мне поставили японские конденсаторы (United Chemi-Con – японская компания с отделениями в США и Германии). Так что поменяю что называется от греха.

Любители улучшения 502-го предлагают следующие варианты замены:

1. Nichicon KZ 220 µf/25v

2. ELNA Silmic II 220 µf/25v

3. Panasonic FR 220 µf/35v

Некоторые даже умудряются услышать в звуке различия, в зависимости от того какие конденсаторы установлены на этой позиции. Выбирать вам самим. Я поставил Nichicon KZ 220µf/25v. Они просто оказались дешевле и в магазине поблизости.

 Nichicon KZ 220µf/25v уместились впритык.
Nichicon KZ 220µf/25v уместились впритык.

C18, 34 – Очень важные конденсаторы с большим влиянием на звук. Они стоят параллельно в цепи питания, непосредственно перед самой микросхемой TPA3250. У меня установлены Nichicon HD 18002µf/35v и даже вроде как настоящие. В любом случае хочется сюда поставить что-то получше, а эти пойдут в БП.

2 х 1800 мне кажется маловато.
2 х 1800 мне кажется маловато.

Вот список конденсаторов, которые уже были опробованы людьми, посвятившими немало своего времени апгрейду этого усилителя:

1. Nichicon KG 4700 µf/35v Безусловный лидер, судя по многочисленным отзывам. Даёт лучшее звучание. Главный недостаток - его размеры. Уместить внутри усилителя так чтобы закрывалась крышка можно только лёжа. Естественно придётся нарастить выводы и хитро их изогнуть чтобы установить такие конденсаторы в усилитель. Долго выходят на рабочий режим, приходится «греть» около 2-х недель. Отмечают улучшение звука в объёмности и наполнении басом.

2. Panasonic FC 3300 µf/35v Более бюджетный вариант для замены штатных конденсаторов. Производитель чипа, Texas Instruments, в своей evm-board на TPA3250 использовал именно такие конденсаторы. Мнения о влиянии на звук очень разнообразны, вплоть до противоположных, но все сходятся в том, что звук однозначно становится лучше, чем с конденсаторами, которые установлены на заводе.

3. Panasonic FR 2200 µf/35v Ещё один бюджетный вариант. Главное достоинство этих конденсаторов, это то, что они идеально встают на место штатных. По звучанию кому-то нравятся, а кого-то решительно не устраивают. Обобщённая оценка скорее положительная. Однозначно лучше штатных конденсаторов.

Естественно, я тут собрал только самые массовые варианты замены штатных конденсаторов. Описаны случаи установки в 502-й конденсаторов ёмкостью по 10000 µf и стоимостью в сам усилитель. По отзывам самих установивших результат очень положительный в звуке и крайне нерентабельный.

Из общих рекомендаций: не нужно брать конденсаторы с большим запасом по вольтажу. На 35 вольт вполне достаточно. К тому же с вольтажом растут размеры конденсатора и его стоимость. Лучше сделать упор на качество. Моим выбором стали Nichicon LKG Gold Tune Type-1 4700µf/35v. Да, не самый дешёвый вариант и не самый удобный в установке, но мне показалось что это вполне разумный компромисс между хорошим звуком, ценой и удобством установки. Как раз на перспективу установки подобных конденсаторов я и отпилил 2 ребра у радиатора.

Nichicon LKG Gold Tune Type-1 4700µf/35v умещаются только лёжа.
Nichicon LKG Gold Tune Type-1 4700µf/35v умещаются только лёжа.

C48, 52 – эти конденсаторы стоят в обвязке (на входе и выходе) шимки-понижайки LM2596S, подающей питание на управляющие цепи чипа TPA3250. Вниманием любителей апгрейда они не избалованы, так как влияния на звучание усилителя если и имеют, то исчезающе малое. Люди просто меняют их на заведомо качественные.

С46 у меня стоит будто бы японский United Chemi-Con, но очень неприглядной наружности, а С52 – китайский JCCON, выглядящий приличнее. Но вердикт для обоих один – менять.

Почётный караул ШИМ.
Почётный караул ШИМ.

В качестве замены, изначально установленных конденсаторов, замечены Panasonic FR и FM, Nichicon MUSE FG, EPCOS ECAP. В качестве улучшения можно увеличить ёмкость С52, но не более чем до 820µf – это предельная ёмкость на выходе LM2596S по даташиту.

Я решил их заменить на Nichicon KZ 470µf/25v. C52 решил увеличить, но не до предельных 820µf, а всего до 470µf.

Крупноваты, но уместились.
Крупноваты, но уместились.
Все электролиты заменены.
Все электролиты заменены.

Включив усилитель, после произведённых замен, не торопитесь оценивать произошедшие в звуке изменения. Настоящий звук новые конденсаторы, только установленные в плату, не способны показать. Им нужно время на, как говорят аудиофилы, "прогрев". И в отличии от "прогрева" проводов, разъёмов и даже конусов под колонками, тут это действительно имеет смысл.

Электролитические конденсаторы, при своей значительной емкости, имеют малые размеры (сказывается тонкий слой диэлектрика). Диэлектриком в таких конденсаторах является тончайший слой окиси на металле.

Одной обкладкой является металл, на котором образован оксидный слой, другой служит электролит. Оксидная пленка обладает односторонней проводимостью, поэтому при монтаже необходимо соблюдать полярность подключения электролитических конденсаторов. Если этого не учитывать, оксидный слой теряет свои диэлектрические свойства и конденсатор выходит из строя.

Аналогичная картина происходит и с конденсаторами, длительное время не используемыми. У них со временем оксидный слой рассасывается, что служит причиной повышенного тока утечки, избыточных потерь и в конечном итоге может привести к повреждению. Если такому на первый взгляд неисправному конденсатору вовремя провести формовку, то оксидный слой у него восстановится.

Физический процесс формовки конденсаторов представляет собой обычный электрохимический электролиз. После формовки параметры конденсатора восстанавливаются. В дальнейшем, аппаратура периодически включается в сеть, и конденсаторы периодически подформовываются тренируются, сохраняя тем самым свои свойства.

Вот поэтому нашим новым, а значит неизвестно сколько пролежавшим на складе конденсаторам, нужно время чтобы прийти в себя. На данный момент у меня прошло трое суток с момента замены электролитов. Всё это время я не выключал усилитель, даже когда не слушал музыку и теперь уже можно оценивать произошедшие изменения. Усилитель до и усилитель после замены электролитов это два разных аппарата. И новый мне нравится гораздо больше. Я наконец-то понял значение слова "детальность" относительно звука.

Естественно это ещё не конец.

Предыдущие части: